Будь здоров » Заболевания » В биографии почти каждого талантливого человека можно найти странные, экстравагантные, на первый...

В биографии почти каждого талантливого человека можно найти странные, экстравагантные, на первый...

В биографии почти каждого талантливого человека можно найти странные, экстравагантные, на первый взгляд, поступки. Чтобы попытаться объяснить появление талантливой и гениальной личности, авторы многих статей и монографий пытались в биографиях великих людей выделить необычные события, а в личности странные черты [28]. Ими были исследованы проблемы "гений и безумие", а позднее использована психоаналитическая концепция З. Фрейда (производное энергии либидо) для объяснения мотивов творческой деятельности. Так, психопатологические черты были обнаружены у Леонардо да Винчи, Людвига Ван Бетховена, Л. Н.Толстого, Ф. М.Достоевского и других талантливых людей.


Некоторые ученые высказывали мысль, что проявление таланта и гениальности есть результаты отклонения в половом развитии. Однако проведенные впоследствии статистические исследования показали, что не только психические заболевания, но даже и неврозы у выдающихся лиц встречаются в несколько раз реже, чем у других людей.


Ученые френологи полагали, что способности человека можно определить по выпуклостям и размерам его черепа и мозга, хироманты - по линиям на ладони, астрологи - по расположению звезд в момент рождения. Исследовались даты рождения великих людей, и у некоторых из них была обнаружена небольшая закономерность, что их дни рождения чаще приходились на зимние месяцы и март. Другие авторы пытались найти взаимосвязь таланта и хорошего или плохого физического здоровья. Проверяли версию взаимосвязи таланта с высоким уровнем интеллекта по коэффициенту интеллектуальности, но и они также не обнаружили статистической закономерности.


Изучение биографий крупных ученых и деятелей искусства также не обнаружило никакой положительной корреляции между ранними сроками проявления (в детстве) большинства способностей и становлением талантливой личности в зрелом возрасте. Так, в биографиях великих людей можно найти подтверждение различных примеров проявления способностей. Паскаль, Ландау, Гаусс, Моцарт, Лист, Прокофьев, Стравинский и другие были вундеркиндами. Однако Эйнштейн поздно научился говорить, Роберт Майер и Декарт в школе считались неспособными, Эдисон как бездарный был взят отцом из школы, Либиха даже исключили из школы за неуспеваемость, Ньютон, Вальтер Скотт плохо учились, а Линней едва не попал в обучение к сапожнику. В аттестате Гегеля было указано, что у него хорошие способности, но мало знаний, а в философии может быть назван идиотом. В живописи имели место случаи внезапного проявления таланта в зрелом возрасте - французские художники Гоген, Ван Гог, Матисс.


В первой половине XX в. исследовалось мнение о наследовании таланта. Авторы 4-томного труда "Генетические исследования гениев" нашли подтверждение этой идеи при изучении генеалогии великих людей. Они описывают, что дед Чарлза Дарвина Эразм Дарвин был знаменитым естествоиспытателем и поэтом; дед композитора Феликса Мендельсона - Бартольди Моисей Мендельсон - видным немецким философом; сыновья Иоганна Себастьяна Баха - талантливыми композиторами. Однако такие примеры в истории человечества немногочисленны и не могут быть основой для выведения какой-либо закономерности наследования "гениальности".


В 70-е годы XX столетия на Западе возникло несколько необычное представление о таланте и творчестве. Как писал видный американский этолог Д. Моррис: "Творчество есть не более как проекция детских качеств в жизни взрослого. ". Оригинальность, нестереотипность мышления, разносторонность интересов в детском возрасте - качества, которые часто утрачиваются с приходом зрелости. Несомненным качеством творческой личности является доминирование игровых и учебных интересов, свойственных ребенку на протяжении всей жизни, проявляющееся в виде стремления к положительным эмоциям. Высокий интеллект создает необходимую предпосылку для того, чтобы эти интересы переходили в сферу общественно полезного труда - таким образом и формируется творческая деятельность.


Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Индивидуальность человека проявляется очень многими признаками. Составными частями индивидуальности являются определенные качества психики. На состояние нашей психики большое влияние оказывают эмоции. Благодаря эмоциям, человек стремится ко всему, что доставляет удовольствие и удовлетворение и бывает полезно для организма. Иногда начальное чувство неудовольствия, вызываемое каким-либо ощущением, превращается постепенно в чувство удовольствия. Так, горечь пива вначале неприятна, а при частом употреблении доставляет удовольствие. В Греции вино вследствие хранения в просмоленных мехах получает неприятный вкус для всякого, кто пробует его в первый раз, но тому, кто к такому вину привык, неприятно отсутствие запаха смолы. В этих случаях чувство, вызываемое неприятным вкусом, подавляется чувством удовольствия. После ряда сочетаний неприятных вкусовых ощущений с чувством удовольствия от алкоголя происходит переключение, и тот же вкус начинает вызывать удовольствие.


Чувства украшают нашу жизнь, делая ее содержательней. Они стимулируют устремления, творчество человека. Эмоции и чувства определяют то или иное отношение личности к внешним или внутренним раздражителям. Изменение эмоциональной сферы в виде эйфории (страсть, порыв) возникает как кратковременное явление. Эйфория наступает и при простом алкогольном опьянении.


Если проанализировать жизнь великих людей цивилизации, у которых она протекала эмоционально, то в ней, у многих, имело место употребление алкоголя в различных количествах. Одних это привело к трагическим последствиям, у других, так или иначе, отразилось на их творчестве и образе жизни. Трудно судить, что было первично - употребление алкоголя способствовало проявлению таланта или талантливой личности было необходимо снятие умственного напряжения, после которого легко создавалось произведение.


Еще Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.), древнегреческий философ-энциклопедист и ученый, великий родоначальник и учитель всех философов, заметил, что под влиянием приливов крови к голове "многие индивидуумы делаются поэтами, пророками или прорицателями. Люди с холодной изобильной кровью бывают робки и ограниченны, а люди с горячей кровью - подвижны, остроумны и болтливы" [28].


Почему люди вообще пьют? Несомненно, это связано с самыми интимными сторонами деятельности мозга, где формируются все наши желания и устремления. В частности, алкоголь воздействует на структуры глубинных отделов мозга, отвечающих за наши жизненно важные поведенческие реакции, такие как эмоции, чувство любви, чувство голода и т. д.


Кора головного мозга является органом психики и поведения человека. Психическая деятельность невозможна без процесса возбуждения. Но существует и противоположный процесс возбуждения - процесс торможения. Торможение тех или иных центров может возникнуть внезапно под влиянием сильного волнения, испуга или других факторов. После некоторого отдыха, покоя или лечения нервные клетки мозга снова могут выполнять свою временно утраченную функцию. Психическая деятельность прекращается и во время наркоза. Возбуждение нервных клеток можно прекратить произвольно, прервав мозговое кровообращение, например, зажатием сонных артерий, снабжающих кровью головной мозг. Процессы, происходящие в головном мозге, настолько сложны, что даже во время сна, когда снижается активность мозга, он продолжает работать. Запасы наших знаний и опыта, ощущения и восприятия, т. е. все то, что дал нам контакт с реальной действительностью, претерпевают во время сна определенные изменения.


Хорошо известно, что мозг спящего человека порой выполняет очень сложную и к тому же весьма целесообразную работу. Так, А. С. Грибоедов рассказывал, что замысел "Горе от ума" и несколько отдельных сцен из этой комедии он "сочинил во время сна". Вольтеру "приснилась" первая часть "Генриады", которую он сразу же по пробуждении записал. Шуман во сне "получил" от Шуберта мажорную тему в тональности си-бемоль. Д. И.Менделеев во время сна окончательно распределил химические элементы, что явилось основой его Периодической системы элементов. А если бы эти одаренные люди проснулись не в той фазе сна? Смогли бы они тогда записать свои сновидения?


Сегодня доказано, что малые дозы алкоголя ускоряют процессы передачи возбуждения, а большие концентрации затрудняют этот процесс. При значительных концентрациях алкоголя нарушается работа сосудов головного мозга, увеличивается их проницаемость. При этом усиливается приток алкоголя к нервным клеткам, усугубляя их функциональные нарушения. Работа мозга у длительно употребляющего спиртные напитки нарушается, и могут возникнуть расстройства психики, вплоть до обманов чувств (галлюцинаций и бреда), так называемая белая горячка алкоголика.


Этиловый спирт и его метаболиты, поступающие в мозг, действуют на весьма широкий спектр структур и молекулярных систем. Алкоголь действует на нейроны серотониновой системы, гамма-аминомасляной кислоты, глютаминового активатора и нейропептида У (игрек). Подвергнутые воздействию алкоголя нейроны небольшого ядра "аккумбенс", расположенные на основании мозга впереди от подкорковых ядер, посылают сигналы к коре головного мозга, миндалине височной доли, гиппокампу, т. е. в центры нашего настроения, памяти, интеллекта, внимания, мышления, эмоций, чувств, влечений и т. д.


Найдена взаимосвязь механизма действия наркотических веществ, в том числе алкоголя и эмоциональных переживаний через допаминовое звено. Допамин, или дофамин (диоксифенилаланин - аминокислота фенилаланин с дополнительной группой ОН), наряду с серотонином - веществом "хорошего" настроения - активирует мозг и регулирует настроение, а также мышечные сокращения и движения. При недостатке допамина или нарушении в его рецепторах возникают депрессивные состояния.


Допамин синтезируется особыми клетками ствола мозга и по их отросткам доставляется в область подкорковых ядер основания мозга. Так, он действует на допаминергические нейроны, стабилизируя и регулируя их работу. Достигается это путем выделения допамина в щель между двумя стволовыми клетками. Выделившийся в синаптическую щель допамин довольно быстро, в течение какой-то секунды, всасывается или транспортируется особыми мембранными белками - транспортерами - обратно. Тем самым клетки-"мишени" не перевозбуждаются, что очень важно для поддержания жизнедеятельности нейронов. Наркотическое вещество (алкоголь) связывается с допаминовым транспортером и блокирует его "всасывающее" действие. Тем самым нейротрансмиттер - "передатчик" - находится в синаптическом пространстве значительно большее время (100 с). Естественно, запас допамина при таком "режиме работы" истощается, в результате чего после временного блаженства ожидается тяжелое похмелье - тошнота, рвота, диарея, головные боли, эмоциональные расстройства, апатия, безразличие, вялость и т. д.


Учеными обнаружено вещество нейропептид - У, регулирующий наш аппетит и сопротивляемость при стрессах, не давая развиться депрессии. Этот нейропептид не только пробуждает чувство голода и аппетит, но также снижает возбудимость и является антагонистом не менее теперь знаменитого лептина. Лептин, синтезированный адипоцитами, поступает в мозг и воздействует на гипоталамус, регулирующий жизненные функции человека. Лептин гасит чувство голода, за развитие которого ответственен данный нейропептид. Но, помимо лептина, антагонистом пептида - У является алкоголь. И пептид, и этанол снижают чувство беспокойства за счет "гашения" излишней возбудимости нейронных сетей в той же миндалине, лежащей в глубине височной доли мозга.


Специалистами Хаммерсмитского госпиталя в Лондоне удалось показать, что даже такое, казалось бы, "невинное" занятие, как игра, вызывает изменение концентрации допамина в нашем мозге, определяющее поведение человека и его эмоциональные переживания [18]. Нет сомнения в том, что любовные чувства и порывы вызывают в коре головного мозга подобные изменения. Любовь многих людей побуждала на творчество и свершение ради нее подвигов.


Все это говорит о том, насколько сложны процессы, происходящие в головном мозге, и как они подвержены влиянию различных внешних и внутренних факторов, в том числе и алкоголя. При этом следует отметить, что положительные эмоциональные чувства человека - своего рода наркотик, который ему необходим. С древнейших времен вино воспевалось поэтами как услада души и тела; как усилитель страстей, включая и любовные.


Некоторые писатели признавались в своих произведениях в злоупотреблении алкоголем [15]. Так, Тассо в своем сочинении "Посланник" или "Мессия" несколько раз сознавался, что потерял рассудок вследствие злоупотребления вина и любви.


А. Гофман, самый причудливый из поэтов, проявляя замечательные способности не только к поэзии, но к рисованию и музыке, страдал запоем и в своем дневнике уже за много лет до смерти признался в этом. К атмосферным явлениям Гофман был до того чувствителен, что на основании своих субъективных ощущений составлял таблицы, совершенно сходные с показаниями термометра и барометра. Это связано с тем, что люди, злоупотребляющие алкоголем, часто страдают повышенным артериальным давлением, поэтому особенно реагируют на изменение погоды.


Замечено, что полотнам художников-алкоголиков свойственно преобладание желтой краски. Известен, например, случай, когда живописец-алкоголик, потеряв всякую способность различать цвета, писал картины (в промежутках между периодами запоя), в основном, белой краской и достиг в этом такого мастерства, что сделался первым во всей Франции художником по части зимних северных пейзажей.


Чезаре Ломброзо [15], итальянский психиатр, приводит такие примеры: когда в Перудже было двое больных-алкоголиков, один из них занимался прежде кузнечным ремеслом, а другой - скорняжным, они талантливо лепили из глины головы людей, листья, цветы и какие-то сложные, необыкновенные фигуры.


А вышивальщица, страдавшая запоем, так мастерски и живо воспроизводила бабочек, что они казались трепещущими, и придумала такой способ вышивания белыми нитками, что шитье выходило с полутенями, как будто становилось неодноцветным.


Исследования, проведенные врачебной палатой Гамбурга (Германия), показали, что у медицинских работников пристрастие к алкоголю и наркотикам встречается чаще, чем у представителей других профессий [18]. По мнению Бернхарда Мойлена (Германия), это объясняется большой эмоциональной нагрузкой, с которой связана их профессия. При этом отмечается, что врачи, страдающие наркоманией и злоупотребляющие алкоголем, являются специалистами высокого класса. Да и в нашей повседневной жизни мы иногда встречаемся с высококвалифицированными специалистами (в области науки, медицины, промышленности и т. д.), которые увлекаются алкоголем. И часто в народе говорят: "Хороший доктор, сантехник, автомеханник и т. п. но только много пьет". В бурной и тревожной жизни талантливых и гениальных людей употребление спиртных напитков - частое явление.


Многие из великих людей злоупотребляли не только спиртными напитками, но и наркотическими веществами [15]. Так, Галер поглощал громадное количество вина, а Руссо - кофе; Тассо был известный пьяница, подобно писателям Клейсту, Мюрже, поэтам Жерару де Нервалю, Мюссе, Майлату, Прага, Ровани и оригинальнейшему китайскому поэту Ло Тай Ке, даже получившему прозвище "поэт-пьяница", так как он черпал свое вдохновение только в алкоголе и умер вследствие злоупотребления им. Асне писал не иначе, как со стаканом вина перед собою, и допился до белой горячки, которая свела его в могилу. Ленау в последние годы жизни тоже употреблял слишком много вина, кофе и табака. Бодлер прибегал к опьянению опием, вином и табаком. Кардано сам сознавался в злоупотреблении спиртными напитками, а Свифт был ревностным посетителем лондонских таверн. Э. По, Ленау, Соути и Гофман страдали запоем.


Чезаре Ломброзо [15] заметил, что у великих писателей-алкоголиков есть свой особый стиль, характерным отличием которого служит холодный эротизм, обилие резкостей и неровность тона вследствие полной разрозненности фантазии, слишком уж быстро переходящей от самой мрачной меланхолии к самой неприличной веселости. Кроме того, они обнаруживают большую склонность описывать сумасшедших, пьяниц и самые мрачные сцены смерти. Бодлер пишет об Э. По:


"Он любит рисовать свои фигуры на зеленоватом или синеватом фоне при фосфорическом свете гниющих веществ, под шум оргий и завывания бури; он описывает смешное и ужасное из любви к тому и другому".


О самом Бодлере можно сказать, что он тоже был пристрастен к подобным сюжетам и к описанию действий алкоголя и опия.


Несчастный Прага, умерший вследствие хронического отравления алкоголем, часто воспевал вино, пьяниц и пр. Живописец Стен, страдавший запоем, постоянно рисовал пьяниц. У Гофмана рисунки переходили обыкновенно в карикатуры, повести - в описание неестественных эксцентричностей, а музыкальные композиции - в какофонию. Мюрже воспевал женщин с зелеными губами и желтыми щеками, хотя у него это было, вероятно, следствием своего рода дальтонизма, вызванного пьянством, что, как мы видели, особенно резко выражается у живописцев.


В биографических произведениях большинства авторов не уделяется внимания такой стороне жизни писателей, поэтов и художников, как их любовь к винам или спиртному, что впоследствии отражается на их способностях, а в дальнейшем на проявлении одаренности (сочетание различных способностей человека), а также на характере и образе жизни. В основном, в биографических трудах отмечается их творчество или любовные похождения.


Конечно, изучением влияния алкоголя на жизнь и судьбы знаменитых людей должны заниматься врачи - психиатры или наркологи, но они обходят эту деликатную тему. Независимо от того, хотят ли они поднимать эти вопросы или нет, но влияние алкоголя на проявление таланта несомненно существует.


Так, в творчестве А. С.Пушкина хорошо исследованы различные темы и особенно любовь. Врачи-писатели и отечественные психиатры за иллюстрацией тех или иных сексуальных состояний обращались к полному собранию сочинений поэта. Известный писатель и врач В. Вересаев в произведении "Гавриилиада" нашел физиологическое описание полового акта [18]. Некоторые авторы исследовали в поэзии Пушкина отражение однополой любви, в частности, педерастию.


Другой профессор и писатель С. Тромбах провел детальное исследование темы чумы и холеры в творчестве поэта. Вышеприведенные примеры являются доказательством того, что всякий, кто любит Пушкина, при большом желании может найти в творчестве поэта отражение его жизненных интересов. Однако у многочисленных исследователей мы не встретим рассуждений о влиянии вина на творчество поэта и его роли в жизни Александра Сергеевича. Автор представляемого материала перед собой такой задачи не ставил, а лишь попытался просто экстраполировать пушкинские строки о вине и возможном его участии в творчестве поэта.


В своих произведениях юный Пушкин восхваляет вино и ратует за культурное питье. В его творчестве можно отметить лицейский период (1811 г.) жизни, когда у него появились первые поэтические опыты. До поступления в лицей он был замкнутым, нелюдимым ребенком. Первые стихотворения написаны им в 13 и 14 лет. В этом возрасте вместе с половой зрелостью начинает формироваться психическая индивидуальность, происходит освобождение от родительского авторитета и от влияния ближайшего родственного окружения и переход к самостоятельности взрослого человека.


Решающее влияние на направление устремлений и содержание психических переживаний юности имеет социальная среда. В этом возрасте начал меняться характер юного поэта: он стал так непоседлив и подвижен, что его называли егозой и сверчком. Мальчик стал общителен, остер на язык. На смену хмурого детства пришла искрящаяся, бурно протекающая юность, что позволило развернуть творческие способности поэта. В первых стихах видны следы ученичества и школы. Но со временем в результате влияния лицейского поэтического братства и свободной атмосферы, когда он участвовал в юношеских пирушках и проказах, появляются стихи, в которых отмечаются черты самобытности поэта. Он начал употреблять вино, и оно служило "инструментом" дружеского общения.


В ранних стихах Пушкин воспевает радость, вино, веселье, и это звучит и живет в его стихотворениях не как дань литературной традиции, а как выражение личностного, лирического признания, как выражение бурлящей и переливающейся через край юной полноты жизни. Как отмечал В. С.Дерябин в своей книге: "Не всем, конечно, свойственна вспышка ярких эмоциональных переживаний в юности, но из лиц, у которых юность прошла без бурного закипания сил, чаще получаются малоценные люди" [7].


В лицей Пушкин поступил ребенком, а покинул его через шесть лет юношей. Там началась его бурная творческая юность. Если бы судьба А. С.Пушкина распорядилась по-иному и он не попал бы в лицей и не было бы его бурной веселой молодости, то возникает вопрос: смог бы он проявить свой талант?


В стихотворении, написанном им в мае 1815 г. ("К Пущину"), отражен лицейский период жизни: