Будь здоров » Методология » Я устал, и хочу отдохнуть

Я устал, и хочу отдохнуть

Я устал, и хочу отдохнуть.


Не спешить, не бежать, не идти…


Александр Белогоров


Астения (от греч. astheneia — слабость, бессилие ) — состояние, характеризующееся быстрой истощаемостью нервных процессов и повышенной утомляемостью. При астении в поведении проявляются раздражительность, слезливость, капризность, вегетативные расстройства, резкое снижение работоспособности, повышенная утомляемость 1 .


В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:


• гиперстеническая астения — крайне неустойчивое настроение, несдержанность, раздражительность, нарушения сна;


• гипостеническая астения — нервно-психическая слабость, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.


Астению следует отличать от обычной усталости. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами . повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна.


Характерны для астении и эмоционально-волевые нарушения: при гиперстенической астении утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, при гипостенической – с апатией и безынициативностью, снижением речевой и двигательной активности.


Нарушения познавательных процессо в при астении заключаются в ухудшении памяти, нарушениях сосредоточенности и концентрации внимания, снижении эффективности мышления и общей переносимости умственных нагрузок.


Во всех случаях астения проявляется и снижением социальной активности .


К состоянию астении следует относиться серьезно – этот синдром является первой реакцией центральной нервной системы на самые различные по происхождению «повреждающие» факторы. Состояние астении указывает на истощение нервной системы и нарушение энергетического баланса нервной клетки (например, на чрезвычайный расход энергии вследствие болезни, на недостаточность питания клеток или на наличие разного рода токсических воздействий).


Прежде чем приступать к лечению астении, необходимо выяснить вызвавшую ее причину: этот синдром может быть связан не просто с переутомлением, а с серьезной патологией внутренних органов или даже с психическим расстройством.


Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией:


• Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).


Состояние, связанное с истощением нервной системы (точнее, с реакцией психики на истощение ЦНС) принято называть неврастенией . Она может возникнуть вследствие длительного переутомления (как физического, так и психического), хронического недосыпания, эмоциональных перегрузок, психотравмирущих ситуаций.


• Астено-депрессивный синдром.


Астено-невротические нарушения могут выступать первым этапом при формировании так называемых «депрессий истощения» или «невротических депрессий».


Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения. Со временем к астенической симптоматике присоединяется сомато-вегетативная, а затем и тоскливо-тревожная. Одним из основных симптомов «депрессий истощения» является нарушение цикла «сон-бодрствование»: дневная сонливость сочетается с чутким, неглубоким сном с тревожными сновидениями.


• Соматогенные астении.


Астеническим синдромом начинаются и заканчиваются многие инфекционные, сердечно-сосудистые, эндокринные, онкологические, гематологические (анемии и лейкозы) и неврологические заболевания. Заболевания желудочно-кишечного тракта, грипп, пневмония, острый или хронический бронхит и бронхиальная астма также могут сопровождаться длительными астеническими состояниями.


• Органические астении (церебрастении).


Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга: черепно-мозговых травмах, нарушениях мозгового кровообращения, при инфекционно-органических заболеваниях (энцефалитах). Страдающие церебрастенией обычно повышенно ранимы, чувствительны к внешним раздражителям, плохо переносят даже мелкие жизненные неприятности. Основные их жалобы - головная боль и головокружения, рассеянность, забывчивость, трудности сосредоточения. Нередки вестибулярные нарушения, особенно проявляющиеся во время езды в транспорте и при просмотре телепередач.


• Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность).


Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14-20 лет (чаще у юношей). Основные его проявления - трудности при длительной произвольной концентрации внимания, чувство мучительной психической усталости при любой интеллектуальной деятельности, снижение побуждений, головная боль и нарушения сна. Наиболее выраженным этот синдром бывает на высоте пубертатного криза (в 14-15 лет), но может сопровождать и весь подростковый период целиком. В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.


• Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.


Астенический синдром встречается у подростков и взрослых со всеми формами зависимости от психоактивных веществ. Наиболее тяжелые состояния наблюдаются при употреблении психостимуляторов («дискотечных наркотиков»).


В этом случае к типичным астеническим симптомам присоединяется чувство изнеможения с ноющей болью в разных частях тела. Потребность во сне сочетается с невозможностью уснуть, а сонливость – с беспокойным сном. Характерные эмоциональные нарушения - дисфория, озлобленность, подозрительность. При продолжении злоупотребления психоактивными средствами формируются серьезные затяжные депрессии.


Таким образом, наличие астенического состояния у подростков и молодых людей является сигналом к установлению причин его возникновения. В первую очередь, необходимо исключить возможность развития астении вследствие соматических (в том числе и эндокринных) или органических заболеваний. При исключении астении как физиологического явления (реакции на переутомление) необходимо учитывать, что для нее характерны слабая выраженность симптомов (преимущественно головные боли или повышенная утомляемость и чувствительность). В этом случае астенические симптомы появляются лишь на короткое время (несколько дней) при серьезных нагрузках, недосыпании и других неблагоприятных обстоятельствах; симптомы исчезают при отдыхе и лечении общеукрепляющими средствами. Только после исключения причин, указанных выше, оправдана постановка вопроса о диагностике неврастении или астении в рамках психического заболевания (шизофрении, депрессии, биполярного расстройства).


Также следует отметить, что у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении. В силу наследственной предрасположенности, связанной со слабостью нервной системы, у них формируется особый тип характера, называемый «астено-невротическим».


При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте.


Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков — склонность к ипохондричности. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры.


Утомляемость «астено-невротиков» особенно проявляется в умственных занятиях. В состоянии утомления у них могут случаться аффективные вспышки, нередко по ничтожному поводу проявляется раздражительность, которая легко сменяется раскаянием и слезами.


Достоинствами характера подростков астено-невротического типа являются аккуратность, дисциплинированность, исполнительность, скромность и дружелюбие; недостатками – капризность и плаксивость, вялость, неуверенность в себе, застенчивость, неспособность постоять за себя. Неблагоприятными (плохо переносимыми) являются ситуации соперничества, открытых конфликтов с необходимостью отстаивать свою точку зрения, вынужденного активного общения с большим количеством людей.


Астено-невротические подростки тянутся к сверстникам, но быстро устают от шумных компаний и предпочитают одиночество или общение с одним-двумя близкими друзьями. Любят спокойные занятия, не требующие большого напряжения сил и участия многих людей.


Из-за низкой самооценки, сомнений, тревоги и страха перед возможной ошибкой астеничные школьники испытывают трудности в учебе, даже если хорошо знают материал. Например, их пугают внезапные вызовы к доске: из-за неспособности собраться с мыслями они теряются и не могут ответить; боятся экзаменационных испытаний.


Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности. Справиться с утомляемостью помогает четкий режим дня, планирование работы и отдыха.


Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.


Диагностика состояния астении.


Шкала астенического состояния (ШАС)


Шкала астенического состояния (ШАС) создана Малковой Л. Д. и адаптирована Чертовой Т. Г. на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI. Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.


Под термином «астеническое состояние» в данной методике понимается психическое состояние, характеризующееся общей, и прежде всего, психической слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.


Инструкция.


«Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте необходимое количество баллов. Варианты ответов:


1 балл – «нет, неверно»;


2 балла – «пожалуй, так»;


3 балла – «верно»;


4 балла – «совершенно верно».


Обработка результатов.


После заполнения тестового бланка производится подсчет путем суммирования набранных испытуемым баллов. Весь диапазон шкалы - от 30 до 120 баллов.


1. Я работаю с большим напряжением.


2. Мне трудно сосредоточиться на чем-либо.


11. У меня плохой аппетит.


12. Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании.


13. Я уже не очень хорошо понимаю прочитанное.


14. Мои руки и ноги холодные.


15. Меня легко задеть.


16. У меня болит голова.


17. Я просыпаюсь утром усталым и неотдохнувшим.


18. У меня бывают головокружения.


19. У меня бывают подергивания мышц.


20. У меня шумит в ушах.


21. Меня беспокоят мои взаимоотношения с противоположным полом.


25. Жизнь для меня связана с напряжением.


26. Моя голова как бы стянута обручем.


27. Я легко просыпаюсь от шума.


28. Меня утомляют люди.


29. Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом.


Интерпретация результатов теста.


Статистические данные, полученные на 300 здоровых испытуемых, показали, что средняя величина индекса астении равна 37,22 ± 6,47 балла. Если принять результаты исследования здоровых лиц за «отсутствие астении», то весь объем шкалы можно разделить на 4 диапазона.



Похожие новости: