Будь здоров » Зависимости » МПА - методика определения мотивации потребления алкоголя Методика...

МПА - методика определения мотивации потребления алкоголя Методика...

МПА - методика определения мотивации потребления алкоголя


Методика определения мотивации потребления алкоголя (МПА).


Методика определения мотивации потребления алкоголя (МПА) позволяет не только определить уровень выраженности склонности к потреблению спиртного, но и определить структуру мотивации потребления. Методика рекомендуется в первую очередь для консультационной работы ввиду отсутствия шкалы лжи.


Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя предложен В. Ю.Завьяловым (Завьялов В. Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и у здоровых // Психологический журнал. - 1986. - № 5.- C.102-111.) для мужчин. Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления - менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков. Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой; ответ "а" дает 3 балла, "б" - 2 балла, "в" - 1, "г" - 0 баллов. Максимально возможное количество баллов по каждой из шкал - 15, минимальное - 0; чем больше баллов набрано по какой-либо шкале, чем более значимы для обследуемого данные мотивы.


Шкалы:


Первая триада шкал образует группу "социально-психологических" мотивов приема алкоголя:


Традиционные, социально-обусловленные, культурально - распространенные мотивы.


Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя.


Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к "алкогольным ценностям" социальной микросреды, в которой он функционирует.


Вторая триада образует группу личностных, персональных мотивов потребления алкоголя:


Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории.


Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя.


Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической "пустоты", душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения.


Третья триада образует собственно патологическую мотивацию потребления алкоголя, фактор болезненного влечения:


"Похмельная" мотивация - стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие.


Аддитивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, "жажду" алкоголя.


Мотивы самоповреждений - стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни.


До 35 баллов - злоупотребления алкоголем нет, 35-50 баллов - проявления злоупотребления алкоголем, свыше 50 баллов - болезненное пристрастие, злоупотребление (В. Ю.Завьялов, 1986).


Анализ результатов производится психологом на основе содержания шкал опросника, ориентируясь при этом на характер преобладающего мотива.


На ранних этапах злоупотребления алкоголем главную роль играют "социальные мотивы".


В дальнейшем на первое место выходят личностные мотивы с преобладанием стремления к эйфории.


На I и II стадии алкоголизма - аддиктивные и "похмельные", а среди личностных выделяются атарактические.


Следует отметить, что при наличии болезненной зависимости от алкоголя высокие показатели по I и II триаде мотивов служат лишь "прикрытием" (т. н. "алкогольное алиби") патологического влечения к алкоголю.


Кроме того, данная методика выявляет лишь те мотивы, которые представлены в сознании личности, а влечение к алкоголю в значительной мере имеет неосознаваемый характер и его осознание искажается различными защитными механизмами.


Завьялов В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости.



Похожие новости: