Будь здоров » Методология » Введение Бактериальный вагиноз (гарднереллёз, анаэробный вагиноз, неспецифический...

Введение

Бактериальный вагиноз (гарднереллёз, анаэробный вагиноз, неспецифический бактериальный вагинит, гарднереллёзный вагинит) занимает определённое место среди болезней, которые возникают в результате половых контактов и, по данным специалистов, им страдают 20% женщин детородного возраста.

Симптомы бактериального вагиноза

Клинические проявления заболевания не имеют характерных признаков, однако всё же можно выделить наиболее частые симптомы и признаки:

обильные однородные кремообразные влагалищные выделения серовато-белого цвета, прилипающие к стенкам влагалища.

выделения часто имеют неприятный (рыбный) запах, который возникает в результате распада аминов, вырабатываемых анаэробными бактериями.

признаки воспаления влагалища наблюдаются у половины пациенток.

50% женщин жалуются на. а также на неприятные ощущения при половом акте.

Причины бактериального вагиноза

Бактериальный вагиноз характеризуется изменениями экосистемы влагалища, выражающимися в замещении доминирующих в микрофлоре влагалища микроорганизмов рода Lactobacillus ассоциацией различных бактерий, в том числе Gardnerella vaginalis, анаэробов (Bacteroides, Prevotella, Porphyromonas, Peptostreptococcus, Mobiluncus) и Mycoplasma hominis. Ранее полагали, что болезнь вызывается гарднереллой на основании идентификации микроорганизма у женщин с бактериальным вагинозом. Однако в дальнейшем, было установлено, что более 50% женщин без признаков заболевания оказываются колонизированными гарднереллой.

Помимо гарднерелл в вагинальном секрете женщин с бактериальным вагинозом были обнаружены в большом количестве анаэробные бактерии: бактероиды, пептококки, пептострептококки. С бактериальным вагинозом также связаны Mobiluncus spp. и Mycoplasma honunis, однако точная роль этих бактерий в этиологии заболевания неизвестна. В процессе метаболизма гарднерелла образует аминокислоты, из которых под влиянием анаэробов образуются летучие амины (путресцин, кадаверин, триэтиламин). Эти амины являются причиной неприятного запаха, напоминающего запах гнилой рыбы.

Бактериальным вагинозом чаще страдают сексуально активные женщины. Частота его возникновения ниже у женщин, использующих барьерные контрацептивы, чем у женщин, предпочитающих внутриматочные спирали или вообще не пользующихся контрацептивами. Отмечено внутриутробное инфицирование плода.

Развитие бактериального вагиноза

Неспецифический бактериальный вагиноз характеризуется значительными изменениями влагалищной флоры и влагалищной среды. Последствием уменьшения или отсутствия физиологических лактобацилл, является недостаточное количество молочной кислоты и повышение рН влагалищной среды. Создавшаяся таким образом нейтральная среда благоприятствует развитию различных патогенных микробов, некоторых анаэробов, а также трихомонад. Считается что грамотрицательные кокки лактобацилл, появляющиеся при влагалищных инфекциях, влияют на развитие патогенных микробов, в частности Gardnerella vaginalis.

Микрофлора влагалища находится под постоянным воздействием организма, а также подвержена некоторым факторам внешней среды. Развитию бактериального вагиноза могут способствовать различные эндогенные и экзогенные факторы:

Эндогенные факторы:

изменение гормонального статуса;

снижение иммунологической реактивности;

нарушение микробиоценоза кишечника;

Экзогенные факторы:

предшествующая антибактериальная терапия;

перенесенные и сопутствующие воспалительные заболевания мо-чеполового тракта;

применение гормональных средств, иммунодепрессантов.

Профилактика бактериального вагиноза

В связи с тем, что мы живем в условиях агрессивного воздействия экологических факторов, нередко работаем «на износ», нерегулярно и неполноценно питаемся, коварный бактериальный вагиноз может возникать снова и снова, превращая жизнь в сплошную проблему. Нельзя не сказать, что частым рецидивам бактериального вагиноза способствуют беспорядочные половые связи без использования презерватива или других барьерных средств контрацепции. При рецидивирующем бактериальном вагинозе помимо общеукрепляющих и иммуностимулирующих мероприятий можно прибегнуть к вакцинации.

Для этого используется вакцина Солко-Триховак, которая создает во влагалище местный иммунитет против развития бактериального вагиноза .

Вакцина вводится трижды внутримышечно с интервалами в 2 недели. Через год показана повторная однократная вакцинация. Такой график вакцинации позволяет создать надежную защиту против инфекции на 2 года. Однако следует предостеречь наших пациенток от самовольного использования препарата Солко-Триховак, так как существует ряд противопоказаний: аллергические заболевания, острые инфекции, болезни крови, почек, иммунодефициты и т. д.

Если вы хотите правильно лечиться от любого заболевания, в том числе бактериального вагиноза . лучше обратиться к гинекологу, так как не существует универсальных схем для лечения, каждый человек уникален и лечить надо не болезнь, а больного!

Диагностика бактериального вагиноза

Диагностические критерии бактериального вагиноза:

Обнаружение ключевых клеток;

Гомогенные кремообразные влагалищные выделения;

Влагалищный рН > 4,5;

Аминовый тест.

Ключевые клетки ("clue cells") являются патогномоничным признаком бактериального вагиноза. В нативных препаратах обнаруживают плоские эпителиальные клетки, к поверхности которых прикрепляются гарднереллы, придавая им характерный "приперченный" вид. Окрашивание метиленовым синим усиливает контраст.

Влагалищные выделения - наличие гомогенных, жидких, имеющих запах рыбы выделений, прилипающих к стенке влагалища.

У женщин, больных бактериальным вагинозом, продуцирующая амины флора поднимает рН до 4,5 . Величина рН может быть легко определена с помощью погружения пинцетом рН бумаги в секрет заднего или бокового влагалищного свода.

Аминовый тест. При добавлении одной или двух капель выделений к 5-10%-ной гидроокиси калия на предметном стекле, возникает запах рыбы (аминовый запах).

Как минимум наличие трёх из вышеперечисленных критериев может служить основанием для установления диагноза бактериальный вагиноз . Многие клиницисты, при постановке диагноза полагаются только на наличие Ключевых клеток, но этот признак не столь специфичен, как оценка всех четырёх критериев. Самым доступным, недорогим и точным лабораторным тестом является окраска влагалищного секрета по Граму. Выделение чистой культуры Gardnerella vaginalis не рекомендуется, так как 58% женщин без бактериального вагиноза имеют высокий уровень этих микробов во влагалищном секрете.

Лечение бактериального вагиноза

Препарат выбора - Метронидазол внутрь по 500 мг. 2 раза в день в течение 7 дней.

Альтернативные методы:

Метронидозол внутрь 2 г однократный пероральный прием.

Метронидозол-гель (0,75%) вводится интравагинально с помощью стандартного аппликатора по 5,0 г. 1 раз в сутки в течение 7 дней (противопоказан в 1-м триместре беременности) или по 5,0 г. 2 раза в сутки в течение 5 дней.

Далацин С, капсулы, (клиндамицина гидрохлорид) - принимается внутрь 2 раза в сутки по 300 мг. в течение 7 дней [рекомендован для лечения бактериального вагиноза Американским Центром по контролю за заболеваниями].

Далацин, вагинальный крем (2% клиндамицина фосфат) - применяется местно (интравагинально) по 5,0 г. один раз в сутки перед сном в течение 7 дней с помощью одноразовых аппликаторов (в том числе и при беременности).

Клотримоксазол, крем, применяется местно 2 раза в сутки в течение 7 дней.

Для лечения беременных женщин со второго триместра беременности препаратами выбора являются метронидазол и клиндамицин для приема внутрь (клиндамицин - 300 мг. 2 раза в сутки в течение 5 дней или метронидазол - 500 мг. 2 раза в сутки в течение 3-5 дней). В первом триместре беременности пероральное применение указанных препаратов противопоказано Для местного лечения беременным женщинам, кроме 2% вагинального крема Далацин, рекомендуется Метронидазол гель

При лечении бактериального вагиноза следует проводить терапевтические мероприятия, направленные на устранение факторов, способствующих развитию и рецидивированию бактериального вагиноза. При наличии показаний целесообразно использование эубиотиков, биогенных стимуляторов, витаминов и других средств, способствующих нормализации микробиоценоза влагалища и кишечника.

Эффективность лечения бактериального вагиноза оценивается по исчезновению субъективных ощущений, динамике клинических симптомов заболевания, нормализации лабораторных показателей. Первое клииико-лабораторное обследование следует проводить через неделю после завершения терапии, повторное - через 4-6 недель.

Во время лечения и контрольного наблюдения рекомендуется использование барьерных методов контрацепции. Половым партнёрам женщин с бактериальным вагинозом целесообразно обследование и, при необходимости, лечение. Тем не менее, некоторые клиницисты предпочитают провести такое лечение в случаях упорных или рецидивирующих заболеваний у женщин.

Сущность бактериального вагиноза до конца остается неясной, ибо непонятно, являются ли признаки, составляющие клиническую картину заболевания, его причиной или следствием. В последнее время многие исследователи склоняются к тому, что заболевание лишь условно может быть отнесено к ЗППП, так как представляет собой одно из частых проявлений нарушения общего гомеостаза.