Будь здоров » Заболевания » «Пьянство само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя...

«Пьянство само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя...

«Пьянство само по себе может служить


вместо всякого наказания, наполняя душу


смятением, исполняя ум мраком, делая


пьяного пленником, подвергая


бесчисленным болезням, внутренним и


внешним…» — говорит Иоанн Златоуст.


Алкоголизм и наркомания — одна из острейших проблем нашего времени, эпидемия, несущая в себе разрушение духовной, психической и физической природы человека и ставящая под угрозу его жизнь в семье и обществе.


Церковь для многих — последняя надежда. Православные священнослужители постоянно сталкиваются с проблемой химической зависимости. К священнику обращаются за помощью люди, впавшие в грех алкоголизма и наркомании, но особенно уставшие и вконец измученные жены, матери, дети алкоголиков и наркоманов.


Я убежден, что Православная Церковь — это один из немногих институтов российского общества, способный качественно повлиять на развитие и улучшение социальной и здравоохранительной сферы. Более того, только она может устранить духовную опустошенность личности, порождающую алкоголизм, и наполнить жизнь человека подлинным смыслом.


Не стоит говорить о церковно-аскетических рекомендациях в качестве панацеи от всех бед, должно быть разумное соединение методов сугубо духовных с достижениями современной медицины.


Оценка современной ситуации. Цитаты.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:


«По словам святителя Иоанна Златоуста, „Пьянство — корень всех зол“. Проблема алкоголизма и наркомании в России остается одной из самых насущных и тревожных. Мы с сожалением признаем, что не менее четверти населения подвержены алкоголизму, а более половины — в той или иной степени зависимы от наркотических и химических веществ. Каждый третий студент и ученик старших классов уже имеет опыт знакомства с наркотиками».


Викарий Святейшего Патриарха епископ Дмитровский Александр:


«Современное общественное устройство исходит из того, что у каждого человека есть право на свободное развитие и становление, на позитивное взаимодействие с социумом, право на реализацию своего призвания и своей социальной роли. В жизни, однако, мы видим трудности в реализации указанных прав, что приводит к социальной дезадаптации — сложному и трагическому явлению, непосредственно связанному с вопросами здоровья работающего населения, то есть к нарушению взаимодействия индивидуума со средой, когда человек не может осуществлять свою позитивную социальную роль, которая соответствовала бы его возможностям. Именно эта все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде детей и молодежи приводит к катастрофическому росту таких страшных явлений, как наркомания, алкоголизм и сектантство.


Мы убеждены, что от отсутствия возможности полноценного духовного развития люди страдают больше, чем от недостатка физического здоровья, образования или от недостатка полноты семейной жизни.


Первой и основной причиной социальных проблем является бессмысленность жизни. Поиск смысла жизни выражается в мировоззрении человека. Имея те или иные нравственные и жизненные ценности, человек в их свете осмысливает себя и окружающий мир. Имея перед собой цель, человек вырабатывает стратегию жизни и определяет средства ее реализации. Перед любым человеком, тем или иным образом, но обязательно встают вечные вопросы бытия: «Кто я и зачем я живу?» «Почему мне плохо?» и «Что надо сделать, чтобы стало лучше?» Ответить на эти вопросы можно лишь в рамках целостного духовно-нравственного мировоззрения. Если хоть один вопрос из этой триады остается без ответа, то наиболее вероятен уход от созидательного построения жизни и обретение иллюзорного синтетического счастья.


Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис семьи. Так сложилось, что в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для людей. Из разряда основополагающих она перешла для многих во второстепенную, неизбежно рутинную. Изменение культуры общества в глобальном масштабе, урбанизация, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что традиции семейной жизни утрачены и современные семьи в принципе не могут выполнять те социальные и, в том числе, духовные функции, которые были свойственны им на протяжении столетий. Прежде всего, семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.


К сожалению, функции семьи в наше время, в связи с размыванием и девальвацией семейных ценностей, переходят на другие социальные институты, но очевидно, они не могут заменить семью или до конца восполнить ее.


Вслед за кризисом семьи необходимо упомянуть современный кризис образования. Исходя из самого этого понятия, ясно, что образование призвано содействовать человеку в целостном формировании его личности и в становлении его как полноценного члена общества. Образование включает в себя, во-первых, обучение разнообразным знаниям, во-вторых, воспитание, усвоение основ жизни, направленное на формирование мировоззрения и, в-третьих, практические навыки по воплощению знаний на основании воспринятого мировоззрения. Таким образом, образование, как и семья, призвано непосредственно отвечать за полноценное и в том числе духовное развитие человека. С наступлением кризиса семьи очевидно, что воспитательная функция образования должна была сильно возрасти. Однако в наше время мы видим, что образование понимается слишком узко — как исключительно научение знаниям, как приспособленчество к быстротекущим общественно-политическим или экономическим переменам; оно в очень слабой степени способствует полноценному становлению человека.


Культурная сфера жизни нашего общества все более и более ориентируется на потребительские и развлекательные запросы, все более замыкается на удовлетворении наиболее примитивных потребностей человека. Понятия личного греха и личной ответственности перед Богом и обществом становятся в наше время все более относительными, уходят из культурного пространства и заменяются на свою противоположность. Грех, в христианском его понимании, зачастую не просто легализуется — он поощряется. Современная массовая культура никак не соотносится с культурным достоянием прошлого, выхолащивает духовное богатство русской и европейской культуры, которая создавалась под прямым влиянием христианства. Такое положение вещей непосредственно влияет на снижение духовного здоровья.


Но с чего нам нужно начинать, заботясь об оздоровлении нашего общества? Христианство говорит о том, что исцеление социума должно начинаться с изменения, исцеления самого человека. Это относится и к трудящимся на ниве помощи другим. Господь наш Иисус Христос в Своей проповеди всегда обращался к конкретному живому человеку с личным призывом. Он не призывал Своих современников к свержению современного Ему политического строя, к перераспределению материальных благ, но говорил о духовном преображении человеческой личности, о нравственном перерождении каждого конкретного человека и всего человечества. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48) — вот суть проповеди Господа Иисуса Христа » .


Вывод.


Первоочередной заботой Православной Церкви является духовное и нравственное преображение человека. В основу этой тайны Христос полагает покаяние, то есть перемену ума, мыслей, сердца, искреннее стремление к изменению себя и духовному преображению. Спасение мира начинается со спасения отдельной человеческой личности. От того, как определит себя каждый отдельный человек по отношению к Богу, ближним и самому себе, то есть от его мировоззрения, и зависит в конечном итоге судьба окружающего мира. Через духовную заботу о человеке Православная Церковь способна повлиять на развитие и качественное улучшение и социальной сферы.


Алкоголизм и наркомания: Так что же это такое — грех или болезнь и так ли они неизлечимы.


иеромонах Иона (Займовский) . начальник Отделения программ социальной и психологической помощи Патриаршего центра и руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы:


«Согласно православному учению, дух, душа и тело человека находятся в неразрывном единстве. У человека, страдающего любым видом химической зависимости, проявляются нарушения во взаимоотношениях с людьми, в разрыве необходимых социальных связей, физическом разрушении тела и психики. Алкоголизм (наркоманию и другие формы химической зависимости) можно считать единой болезнью, имеющей духовнопсихосоциобиологические корни, хронической и неизлечимой по сути.


Зависимость включает в себя и страсть (духовно-нравственный аспект), и болезнь (психический и физический аспекты), и генетическую предрасположенность.


С духовной точки зрения, проблема любой зависимости — в утрате человеком связи с Богом, потере нравственных смыслов и ориентиров и в стремлении заменить их любым суррогатом: алкоголем, наркотиками, деньгами, властью, сексом, работой, путешествиями и т. д. Это один из многочисленных способов бегства от реальной жизни, нежелание брать на себя ответственность, болезненная неспособность, не столько нежелание, сколько именно неспособность, невозможность адекватно реагировать на реальность. Причем для возможно полного понимания как самой проблемы зависимости, так и путей ее преодоления важно учитывать, что у алкоголиков и наркоманов и физиологический, и психо-эмоциональный механизмы также стремятся восполнить свою неполноценность.


С точки зрения биологии, химическая зависимость — это болезнь, в отличие, например, от пьянства, которое есть только грех. Разница в том, что пьяница может не пить. Алкоголик не пить не может. Организм требует постоянного поступления определенных веществ. Если человек, не алкоголик, перепил, ему плохо примерно так же, как если бы он съел несвежие продукты. Если пьет алкоголик, у него возникает синдром похмелья — жажда вновь принять алкоголь. Это жажда самого организма выпить яд, которым он отравился. Принимая даже небольшую дозу химического вещества, наркотика или алкоголя, человек теряет контроль, запускаются определенные процессы, которые сам он остановить не в силах.


Важное значение для понимания проблемы химической зависимости имеет генетический фактор. Медицине известно, что организм человека может нести в себе ту или иную предрасположенность: например, к определенному заболеванию. Наркология также говорит о наследственной, генетической предрасположенности к химической зависимости детей от родителей алкоголиков и наркоманов: человек рождается с перестроенной генетикой, у него на различных уровнях нет каких-то ферментов, способных обеспечить его здоровое состояние » .


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


«Причины алкоголизма и наркомании лежат внутри человека. Конечно, бывает предрасположенность к алкоголю, которая определяется генетически, такому человеку сопротивляться тяжелее, чем тому, у кого нет тяжелой наследственности.


Кроме того, социальные условия жизни толкают людей к порокам. Люди находятся в состоянии стресса и для разрядки употребляют алкоголь или наркотики. Одно дело жить в спокойной атмосфере, например, в уединении, в обители, или на лоне природы, на берегу моря. И другое дело иметь восьмичасовой рабочий день и два-три часа потратить на давку в общественном транспорте, затем бороться с житейскими тяготами, нехваткой денег, преодолевать семейные неурядицы и множество других трудностей. В данном случае правильно говорят, что алкоголизм — это социальная болезнь. Но при всем этом я уверен, что если человек даже в самых тяжелых условиях имеет приоритет духовной жизни над физической, если он умеет управлять своими страстями, опираясь на свою веру и мировоззрение, то он не станет алкоголиком. Поэтому алкоголизм, в каком-то смысле, — всегда результат духовного опустошения, ослабление способности человека управлять своими страстями».


Братусь Борис Сергеевич . заведующий кафедрой общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования:


«Когда говорят об алкоголизме, часто путают две вещи: поведение человека, его отношение к спиртному и реакцию организма. На самом деле надо понимать, что алкоголизм — та же болезнь. Она имеет вполне определенные симптомы.


Жизнь организма имеет свои законы. И есть жизнь духа со своими законами. Если человек начинает пить, значит с его духом не все обстоит хорошо.


Алкоголизм или, давайте правильно называть, пока еще пьянство — симптом духовного неблагополучия. Но бывает и так: два человека согрешают — пьют, но один становится алкоголиком, а другой нет. Почему? Не потому что второй лучше или чище. Грех одинаков, но у первого неблагополучная наследственность. Таким образом, можно сказать, что со стороны тела алкоголизм — это болезнь, а со стороны духа — грех».


Зыков Олег Владимирович . кандидат медицинских наук, доцент, Президент фонда «Нет Алкоголизму и Наркомании» (НАН), член Общественной палаты, главный врач наркологического диспансера № 12 г. Москвы:


«Алкоголизм, также как и наркомания, — это, прежде всего, заболевание. « … » Если дать более емкое определение, то «…» это биопсихосоциодуховное заболевание, в котором основной причиной, провоцирующей страдание личности, является ее социодуховная зависимость от химического вещества, будь то алкоголь или наркотики. Духовные проблемы человек пытается решить с помощью химического вещества. Стал человек алкоголиком или наркоманом — это дело социального оформления жизни конкретной личности.


Грех это или болезнь? Я не специалист в области понятия греха. То, что это болезнь и что она имеет реальные корни, очевидно.


« … » основная причина — неспособность человека по-другому взаимодействовать с миром. Ведь алкоголь и наркотик — это не более чем адаптоген, средство, с помощью которого человек адаптируется к окружающей среде. И если он, в силу разных обстоятельств, в силу своей склонности, вкусил этот простой способ решать свои проблемы, ему трудно потом от него отказаться. Дело не в том, что появляется биологическая зависимость, — появляется, прежде всего, психологическая зависимость, которая становится трагедией для пациента.


Проблема алкоголизма и наркомании в нашей стране в известной степени зависит от того, насколько вообще свободен человек » .


Новикова Валентина Владимировна, председатель общественной организации «Наш путь» наркологического диспансера в Санкт-Петербурге, директор реабилитационного Центра, старший преподаватель кафедры психологии социальной работы Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.


«Конечно, любая болезнь есть следствие греха. Не объедайся, соблюдай посты, делай все вовремя, не чревоугодничай — и не будет ни катара, ни гастрита, ничего подобного. Но не все так просто. По моим наблюдениям и по опыту людей, у которых я училась, — это мнение подтверждено множеством научных работ — алкоголизм, как и наркомания — страшная болезнь. Например, когда человек рождается с пороком, когда у него генетика перестроена, когда у него на различных уровнях нет каких-то ферментов, которые способны обеспечить его здоровое состояние, этим необходимо считаться. Таких людей много».


Из сказанного можно сделать вывод — преодоление болезни алкоголизма и наркомании, поражающей все сферы жизни человека, возможно только в рамках длительной программы, направленной на исцеление всех сторон жизни человека: и духовной, и психической, и телесной, и социальной.


В заключение приведу несколько центров работающих с людьми подвергнувшимся болезни наркомании или алкоголизма:


Барнаульская епархия


Братство «Трезволюбие» при храме Святого Духа села Майма республики Алтай, с. Майма. Председатель иерей Георгий Балакин, тел. (38844) 21-0-42.


Екатеринбургская епархия


Общество «Трезвение» при храме святого благоверного великого князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря, г. Екатеринбург. Духовник общества — иерей Игорь Бачинин, тел. (343) 251-40-76.


Общины трезвости есть и в других городах Екатеринбургской епархии.


Кемеровская епархия


Общество трезвости «Воскресение» и реабилитационный центр для наркозависимых «Возвращение» при храме мч. Флора и Лавра (Юргинский р-н, с. Зеледеево), руководитель иерей Дионисий Пучнин.


Московская епархия


Московский душепопечительский центр святого праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель — иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук);


Реабилитационный центр при храме свв. Флора и Лавра (Московская обл. Домодедовский р-н, с. Ям), руководитель игумен Валерий (Ларичев) кандидат медицинских наук;


Омская епархия


Православное общество «Трезвение» при храме свщмч. Сильвестра в Омске, руководитель Стреж Григорий Иванович, тел. (3812) 54-10-07.


Тобольско-Тюменская епархия Православное общество «Трезвость и Трезвение» при храме Воздвижения Креста Господня, г. Тюмень, тел. (3452) 41-44-57. Председатель Басманов Сергей Николаевич;


Иерей Дмитрий Тапеев, настоятель храма арх. Михаила (Северо-Казахстанской обл. Жамбылслейский р-н, с. Пресновка).


Украина, Донецкая епархия


Донбасское православное общество «Трезвение», председатель — протоиерей Виталий Бакун, настоятель Свято-Петропавловского храма г. Ясиноватая, тел. 810380503678919.


За более подробной информацией можно обращаться по телефону 89138242525 — иерей Алексий Лупсяков



Похожие новости: