Будь здоров » Вакцинация » И. К. Сосин В разные исторические времена...

И. К. Сосин В разные исторические времена...

И. К.Сосин


В разные исторические времена и эпохи человек неоднозначно и противоречиво относился к оценке роли алкоголя в его жизни. Несмотря на то, что алкоголь проник во все сферы, вопрос «полезен алкоголь или вреден?» до сих пор остается риторическим.


Стратегия абсолютной трезвости и механического истребления алкоголя . Человечество накопило огромный эмпирический опыт и научные знания о том, что алкоголь – источник бесчисленного множества личных, семейных, социальных трагедий, травм, болезней, деградации, преждевременной инвалидизации и смертности, преступлений, депопуляции. Объявив в связи с этим алкоголь «врагом № 1», «ядом», «зеленым змием», «разрушителем интеллекта», «пороком», «тяжким грехом», «социальным злом», «социальным бедствием», оно (человечество) на протяжении веков пытается выкорчевать («искоренить») алкоголь. В лобовые атаки на алкоголь шли государствами и континентами. Издавались «сухие законы», грозные указы и постановления, утверждались долгосрочные антиалкогольные программы. Уничтожали виноградники и алкогольную стеклотару. Проводили «молочные (безалкогольные) свадьбы». Любителей зеленого змия во все времена бичевали и объявляли вне общества, вне закона. История знает и смертную казнь за неуемную любовь к спиртному, и пытки в форме заливания в жаждущее горло расплавленного свинца взамен алкоголя, и другие драматические меры.


В горбачевские времена «решительного преодоления пьянства и алкоголизма» пытались даже кефир (содержит до 1,5% этилового спирта) изъять из продуктов питания, т. к. он де «разрушает детский генофонд». Судьба кефира, как известно, была спасена только благодаря тому, что спирт в таких же концентрациях был обнаружен правительственной комиссией в хлебе и грудном молоке.


На вопрос «к чему же пришел человек в этой бескомпромиссной борьбе?» можно ответить народной мудростью - «а воз и ныне там». Позиции алкоголя в современном обществе еще более упрочились, спрос на алкогольные напитки, их ассортимент и потребление значительно увеличились. Производство и реализация алкогольных напитков стало доходной государственной индустрией и частным бизнесом. Контингенты зависимых от алкоголя лиц исчисляются миллионами. Прибавилось десоциализированных пациентов. Повальная любовь к пиву стала поводом для проведения общегородских праздников («Дней пива»), напоминающих вакханалии былых времен. Реклама алкоголя затмила противоалкогольную.


Проалкогольные концепции и вакханалии . Приверженцы данной стратегии рассматривают потребление алкоголя как субкультуру, неотъемлемый и существенный компонент желаемого стиля жизни и незыблемых алкогольных традиций. Многие великие люди в своих творческих наследиях и крылатых изречениях отдавали дань алкоголю, признавая его позитивную составляющую в жизни человека.


Великий Авиценна взывал: «Вознесем же хвалу Аллаху, который сделал вино лекарством, помогающим прирожденным силам». Вино воспел в стихах Омар Хайям: «Как мне не пить. Тогда я жить не буду»; «Пил вино, пью вино и, наверное, буду пить вино до минуты своей роковой». Эрих Мария Ремарк в романе «Три товарища» создал гимн яблочной водке – кальвадосу. Диктатору И. Сталину принадлежит инициатива официальной алкоголизации солдат и офицеров непосредственно перед боем, что вошло в историю как «сталинские сто грамм». Об одном и том же сказали Роберт Бернс в стихотворной форме («…Стакан вина и честный друг. Чего ж еще нам, братцы?») и Чингиз Айтматов в прозе («…В жизни человека не может быть ничего лучшего, чем посидеть с другом за графинчиком водочки»). В древнем Риме празднества в честь Диониса, Вакха, Бaхуса (в античной мифологии - бог виноградарства, вина и веселья) приобрели характер диких оргий, неистовых разгулов (вакханалий).


В печальных историях многих стран и империй отношение общества к алкоголю менялось от одной крайности к другой: периоды вакханалий заканчивались сухими законами, которые в свою очередь приносили не меньше бед.


Концепция умеренного потребления . Сторонники данного направления руководствуются философским постулатом, согласно которому каждое вещество, в том числе и алкоголь, может выполнять как полезную (в т. ч. лечебную), так и вредную роль. Полезность и вредность определяются количеством (дозой) потребляемого алкоголя, а также целеполаганием употребления. Если границы (диагностические критерии) злоупотребления алкоголем (употребления во зло, болезненное пристрастие, патологическая зависимость) определены научной наркологией относительно давно, то представление об уровнях безопасного употребления алкоголя сформировалось лишь в последнее десятилетие.


Теория «умеренности», «малых, безвредных доз», «меры» касательно алкогольной проблематики также защищена словами древних философов, которые предостерегали: «Без меры питие вред приносит немалый» (Авиценна); «Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии» (Пифагор), «Пей да меру знай (Народная мудрость). Конфуций считал выпивку в умеренных количествах хорошим и приятным занятием, но не тем, в чем надо переусердствовать. Омар Хайям стихотворно воспевал умеренность и культуру винопития: «Пей с достойным, который тебя не глупей, или пей с луноликой любимой своей. Никому не рассказывай, сколько ты выпил. Пей с умом. Пей с разбором. Умеренно пей».


Определение безопасного для себя количества («безопасная доза») спиртного - задача не из легких. Безвредная доза алкоголя для здорового человека строго индивидуальна, а для несовершеннолетних и людей с рядом заболеваний вообще исключается его употребление. В настоящее время обоснованной учеными безопасной (безвредной) дозой алкоголя считается то суточное количество потребляемого алкоголя, которое полностью метаболизируется в организме до безвредных продуктов – углекислоты и воды. Данная доза усредненно равняется 25 – 30 мл безводного этанола в сутки. В западных странах такая доза алкоголя регламентируется понятием «оnе drink» («ван дринк») - т. н. «один глоток». Это та разовая порция алкоголя на разлив, которая отпускается в западном баре клиенту по его просьбе: «Мне виски, пожалуйста». В разных странах рекомендован свой «оnе drink». Универсальной безвредной дозой алкоголя считается 12 г чистого алкоголя в день. К сожалению, отечественная предельно допустимая доза (ПДД) на алкоголь официально не признана и не утверждена. Неофициальный, традиционный, этнический, славянский «ван дринк» в десятки и сотни раз превосходит западный.


Народная и клиническая медицина большинства стран мира, опираясь, прежде всего, на эмпирический опыт и теорию «меры» и «безвредной дозы алкоголя», использовала и использует алкоголь («Aqua Vitae» - “Вода Жизни”) с лечебной целью. Безусловно, речь идет о дозировании алкоголя в каплях и миллилитрах, а не в фужерах и граненых стаканах. Практически все основоположники медицинской науки причисляли вино к лекарственным веществам. В завете Асклепия, считающегося первым врачом, применившим с лечебной целью вино, сказано: «Едва ли могущество богов равняется пользе, приносимой вином». Описаны такие «положительные эффекты алкоголя», как дезинфицирующий, повышающий аппетит, сосудорасширяющий, адаптогенный, тонизирующий, калоригенный, криопротекторный, транквилизирующий, антистрессорный, противоболевой, снотворный, противошоковый, тимолептический (улучшающий настроение).


Используется большое количество лекарственных спиртосодержащих растворов, спиртовых настоек трав, бальзамов и т. д. и алкоголь уже вырисовывается как неотъемлемая составляющая терапевтического арсенала клинической медицины. Научные поиски показаний к лечебному использованию алкоголя продолжаются до настоящего времени, о чем свидетельствуют многочисленные публикации.


Золотая середина . Похоже, что вечная борьба сторонников двух крайних позиций никогда не закончится чьей-либо победой - всеобщей трезвостью или вечной вакханалией на планете Земля. Механическое истребление алкоголя (до молекулы) невозможно даже теоретически. Вакханалии же ведут к деградации государств. В соответствии с философской мудростью, истина заложена в «золотой середине». Здоровый совершеннолетний человек может позволить себе, «зная и соблюдая меру», «имея чувство меры и контроля над собой», то индивидуально определенное количество спиртного, после которого не будет возникать ближайших и отдаленных отрицательных последствий. В текущем столетии в медицине вряд ли будет найдена адекватная замена алкоголю.


«Золотая середина» - и есть трезвый ответ на вопрос «есть ли жизнь без алкоголя?».