Будь здоров » Методология » Алегин А. П. ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России, кандидат...

Алегин А. П. ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России, кандидат...

Алегин А. П. ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД России, кандидат экономических наук.


Необходимость и значение регулирования сектора алкогольной продукции потребительского рынка на сегодняшний день для многих представляются очевидными. Это непосредственно связано с особыми биохимическими и иными свойствами алкоголя, а также со специфичной "ролью" алкогольной продукции в жизни современного общества.


Ученые часто обращают внимание на тот факт, что испокон веков и до недавнего времени алкогольная отрасль формировала значительную часть доходов казны (бюджета) нашей страны. В отдельные исторические периоды производство и оборот алкогольных напитков давали более четверти казенных (бюджетных) доходов. Сейчас, особенно в последние несколько лет, доля акцизов от торговли и производства алкоголя в бюджете Российской Федерации колеблется в пределах 2%, однако это не означает сокращение рынка алкогольной продукции. В реальности мы наблюдаем ситуацию совершенно противоположную, т. е. постоянное увеличение его масштабов, а низкий уровень бюджетных поступлений объясняется тем, что, по приблизительным оценкам, более чем наполовину рынок алкогольной продукции в России является теневым .


Малахов А. Самая естественная монополия // Коммерсантъ-Деньги. 2003. N 2; Хомерики Г. В. Вопросы совершенствования государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в России: Дис. докт. эконом. наук. М. Академия управления МВД России, 2001.


Пансков В. Г. Проблемы развития налоговой базы по сбору акцизов на спирт и ликероводочную продукцию и пути совершенствования государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2001. N 1 (37); см. также материалы Интернет-сайтов www. budgetrf. ru, www. isot. ru.


Проблема теневой экономики во все времена остается актуальной и, вероятно, будет таковой до тех пор, пока встречаются люди, считающие допустимой реализацию личных экономических свобод способами, угрожающими интересам и других людей, и государства в целом. Поскольку производство и продажа алкогольной продукции - дело весьма прибыльное, то эта сфера экономической деятельности также не избежала внимания нечистоплотных предпринимателей, и нелегальное производство и оборот алкогольной продукции в России давно существуют как устойчивая и самостоятельная отрасль теневой экономики.


Теневые предприниматели, как правило, экономят не только на налогах и иных выплатах в государственную казну, но и на качестве выпускаемого или реализуемого товара. Этот аспект образует еще одну грань проблемы криминализации экономики, в том числе ее алкогольной отрасли, - распространенность случаев нанесения вреда здоровью или смерти людей по причине употребления некачественной продукции. По показателю смертности от отравления алкоголем наша страна занимает первое место в Европе .


Михайлова И. В. В России трезвых нет и не будет // Коммерсант. 2002. N 136.


Обладая "исключительной популярностью" у населения, алкоголь, даже произведенный с соблюдением всей необходимых требований, тем не менее является опасным веществом. Бесконтрольное производство и перемещение этого продукта могут обернуться как минимум серьезным ущербом здоровью нации. А как максимум падением уровня культуры, образованности, нравственности и т. п. активизацией процессов инволюции общества.


Масштабность, глубина, неоднозначность и многосторонний характер проблемы производства и оборота алкогольной продукции подчеркивают тот факт, что обязанность по ее урегулированию должна возлагаться преимущественно на государство. На современном этапе развития российского общества этот принцип неоспорим, прежде всего потому, что иные институты власти на сегодняшний день не способны в необходимой степени регламентировать вопросы производства и оборота алкогольных напитков. Результативность механизмов общественной саморегуляции или общесоциального регулирования низка, а причина этого скрывается в отношении общества к алкоголю, которое способствует более усугублению проблемы, нежели ее устранению.


Среди разнообразных инструментов государственного регулирования важное место принадлежит правовым средствам. При этом последние образуют основу для использования иных возможных средств управления, поэтому эффективностью правового регулирования во многом определяется эффективность деятельности государства в целом.


Правовое регулирование сектора алкогольной продукции потребительского рынка России осуществляется на федеральном и территориальном уровнях согласно разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленному ст. ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации.


Ядром федеральной нормативной базы функционирования рынка алкогольной продукции является Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Применительно к теме нашей статьи этот Закон определяет, какие общественные отношения из складывающихся в сфере производства и оборота алкогольной продукции подлежат нормативной регламентации, основные понятия и принципы государственного регулирования производства и распространения алкогольной продукции, а также методы этой деятельности.


Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ред. от 25.07.2002, с изм. от 12.11.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4553.


Анализ данного правового акта показывает, что наиболее рациональным, с точки зрения законодателя, является применение следующих методов государственного регулирования изучаемого сектора потребительского рынка.


1. Регулирование цен на алкогольную продукцию (установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков). В теории государственным регулированием цен называется целенаправленное воздействие государства на уровень цен в процессе рыночного ценообразования. Оно имеет целью поддержание определенного уровня и пропорций цен на товары, перераспределение прибыли между различными группами предпринимателей, стимулирование структурной перестройки, субсидирование производств необходимых обществу товаров, повышение конкурентоспособности национального продукта, решение социальных задач.


Бизнес, коммерция, рынок: Словарь-справочник. М. Информпечать, 1993. С. 70.


Государственное регулирование цен в Российской Федерации регламентировано рядом правовых актов, среди которых центральным является Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Этот Указ закрепляет принципы осуществления рассматриваемого направления деятельности государства, формы его финансового обеспечения, а также ответственность юридических и физических лиц за нарушение действующего порядка ценообразования.


Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (ред. от 08.04.2003) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 859.


Ответственность за нарушение порядка ценообразования установлена также ст. 14.6 КоАП РФ.


Принятое в соответствии с данным Указом Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 устанавливает перечни видов продукции и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат или могут подлежать государственному регулированию. В число этих видов включены водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимые на территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации. При этом, как отмечено в Постановлении, государственное регулирование цен на указанную алкогольную продукцию осуществляет Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.


Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (ред. от 02.04.2002, с изм. от 30.07.2002) // Российская газ. 1995. 16 марта. N 53.


Установление минимальных цен на отдельные виды продукции является одним из способов государственного регулирования цен. Фиксация минимальных цен на алкогольную продукцию направлена на достижение двоякого результата.


Во-первых, это способствует защите отечественного производителя и развитию соответствующей отрасли экономики. Данная цель введения минимальных цен на алкогольную продукцию официально отмечена в нормативных документах. Так, Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 131. которое является правовым актом, специально посвященным организационным вопросам утверждения минимальных цен на производимую и ввозимую в нашу страну водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию, итогом реализации указанной меры представляет обеспечение устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и увеличение поступлений средств в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.


Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности" (ред. от 31.07.1996) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7. Ст. 690.


Во-вторых, в случае установления минимальной цены, т. е. нижней границы цены реализации крепких спиртных напитков на уровне, превышающем цену, по которой покупатели желают и могут приобрести, а продавцы готовы продавать данный товар (равновесную цену), теоретически следует ожидать падения потребительского спроса. А это, несомненно, может содействовать снижению темпов алкоголизации и оздоровлению населения.


2. Особенности рекламы алкогольной продукции. Вопросы рекламы, в том числе алкогольных напитков, регулируются исключительно на уровне федерального законодательства. Сущность рекламы состоит в целенаправленном воздействии на потребителя с помощью коммерческой информации для формирования спроса на товары и услуги. Таким образом, целью рекламы является рост спроса на соответствующую продукцию.


Разрешая рекламу спиртных напитков, законодатель фактически предоставляет производителям и продавцам алкогольной продукции право предпринимать меры к повышению спроса на нее, что, в свою очередь, противоречит задачам борьбы с алкоголизмом. Конечно, на рекламу алкогольной продукции наложены соответствующие ограничения, призванные воспрепятствовать вовлечению несовершеннолетних и молодежи в употребление спиртных напитков, обеспечить осознание потребителем вредных качеств алкоголя и потребление качественной продукции. Однако соблюдение этих требований зависит от эффективности соответствующих механизмов государственного контроля и принуждения.


Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р "О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года" // Российская газета. 2001. N 202.


Ст. 17 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; Ст. 16 Федерального закона РФ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (ред. от 30.12.2001) // Российская газета. 1995. N 142.


3. Лицензирование производства и оборота алкогольной продукции. Лицензированием в общем смысле называется установленная государством или иными компетентными субъектами процедура выдачи заинтересованным лицам или организациям разрешений на занятие отдельными видами деятельности, которые либо имеют повышенную опасность, либо требуют государственного контроля, либо для осуществления которых необходима соответствующая квалификация. В ракурсе изучаемого нами вопроса лицензирование служит средством обеспечения качества изготавливаемой и реализуемой в нашей стране алкогольной продукции, а также играет вспомогательную роль при реализации государственного контроля над объемами ее производства и движением по территории Российской Федерации.


Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" содержит перечень видов деятельности в рассматриваемой сфере, подлежащих лицензированию. Закон также устанавливает порядок получения лицензий на производство, хранение произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и экспорт алкогольной продукции; закупку, хранение и поставки алкогольной продукции; экспорт алкогольной продукции; импорт, хранение и поставки алкогольной пищевой продукции.


Некоторые стороны процесса осуществления лицензирования и получения лицензий на производство и оборот алкогольной продукции, нуждающиеся в дополнительном нормативном упорядочении в связи с часто возникающими трудностями их практического осуществления, освещены в правовых актах федеральных органов исполнительной власти. а также и на законодательном уровне .


Постановление Правительства РФ от 21 августа 1998 г. N 987 "Об утверждении порядка внесения платы за проведение ежегодных обследований организаций на наличие условий для осуществления лицензируемых видов деятельности в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 35. Ст. 4399; письмо МНС РФ от 17 мая 2000 г. N ВБ-6-32/379@ "О хранении этилового спирта и алкогольной продукции как видах лицензируемой деятельности" // Экономика и жизнь. 2000. N 21; и т. д.


Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 221.


. с соблюдением государственных стандартов. --------------------------------">Статья 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" содержит требования, выполнение которых необходимо для приобретения лицензии. Помимо выполнения требований, перечисленных в упомянутой статье, лицензиат обязан производить алкогольную продукцию при условии государственной регистрации ее наименований. с соблюдением государственных стандартов. --------------------------------