Будь здоров » Методология » Бактериальный вагиноз — это дисбаланс влагалищной...

Бактериальный вагиноз — это дисбаланс влагалищной...

Бактериальный вагиноз — это дисбаланс влагалищной микрофлоры; это инфекционное, но не воспалительное заболевание. Возникает оно вследствие того, что молочные бактерии (лактобациллы), преобладающие в нормальной микрофлоре влагалища, замещаются другими микроорганизмами — анаэробными, гарднереллами, микоплазмами, бактероидами, пептострептококками и др. До недавнего времени болезнь так и называли — гарднереллез, или анаэробный вагиноз, или неспецифический бактериальный вагинит.

Причины таких нарушений в составе бактериальной микрофлоры влагалища пока не ясны. Не исключают значение гормонального фактора, так как девочки и женщины в постменопау-зальном периоде болеют очень редко. У больных с гонорейным или хламидийным цервицитом бактериальный вагиноз обнаруживают чаще, чем у женщин без цервицита. Не исключено значение орального секса в возникновении бактериального вагиноза.

При бактериальном вагинозе во влагалище уменьшается количество лактобацилл, снижается содержание продуцируемой ими молочной кислоты и изменяется реакция влагалищного содержимого — вместо слабокислой формируется нейтральная или слабощелочная среда, в которой хорошо развиваются патогенные микроорганизмы, гарднерелла, анаэробы и трихомонады.

В процессе метаболизма гарднерелла образует аминокислоты, из которых под влиянием анаэробов образуются летучие амины, являющиеся причиной неприятного запаха, напоминающего запах гнилой рыбы.

Вопрос о значении полового пути передачи бактериального вагиноза на сегодняшний день окончательно не решен. Отмечено внутриутробное инфицирование плода развившейся в родовых путях патогенной микрофлорой.

Факторы, способствующие развитию бактериального вагиноза

Микрофлора влагалища находится под постоянным воздействием регуляторных механизмов самого организма, а также подвержена некоторым факторам внешней среды. Этими факторами могут быть:

• изменение гормонального статуса;

• снижение иммунологической реактивности;

• нарушение микробиоценоза кишечника;

• предшествующая антибактериальная терапия;

• перенесенные и сопутствующие воспалительные заболевания мочеполового тракта;

• применение гормональных средств, иммунодепрессантов.

Бактериальный вагиноз обычно ассоциируется со сменой полового партнера, курением, спринцеванием и чаще обнаруживается у женщин, принадлежащих к афрокарибской этнической группе и у лесбиянок.

Опасность заболевания вагинозом увеличивается при использовании внутриматочных спиралей, воспалительных заболеваниях половой сферы, абортах по медицинским показаниям и ранних выкидышах, приеме антибактериальных препаратов и

средств, угнетающих иммунитет, случайных половых связях. Поскольку некоторые микроорганизмы, участвующие в развитии бактериального вагиноза, присутствуют в нижних отделах ЖКТ, вполне вероятна роль извращенных половых контактов в распространении возбудителей.

Клиника

Несмотря на отсутствие воспалительной реакции, это заболевание является причиной влагалищных выделений, поэтому многие женщины сами обращаются к специалистам по лечению ИППП .

Женщину обычно беспокоят выделения из влагалища с неприятным (рыбным) запахом. Многие женщины отмечают жжение и зуд, а также неприятные ощущения во время полового акта.

У половины женщин болезнь протекает бессимптомно.

Воспаление влагалища для бактериального вагиноза нехарактерно, но у некоторых пациенток могут быть признаки воспаления, а в отделяемом из влагалища повышено количество лейкоцитов.

Осложнения заболевания

1. В последнее время накоплено большое количество данных, свидетельствующих о том, что бактериальный вагиноз является фактором риска неблагоприятных исходов беременности. С ним связывают:

• рецидивирующие воспалительные заболевания органов репродуктивной системы и мочеполовых путей, приводящие в конечном итоге к бесплодию;

• патологические маточные кровотечения;

• рост осложнений после операций на органах малого таза и кесарева сечения;

• преждевременный разрыв плодных оболочек при родах;

• хорионамнионит;

• послеродовый эндометрит;

• снижение веса и появление пневмонии у новорожденного.

2. Присутствие во влаталише женщин с бактериальным вагинозом больших количеств разнообразных бактерий повышает вероятность попадания этих микроорганизмов при половых контактах в уретру мужчин с последующим инфицированием мочеиспускательного канала и развитием неспецифического уретрита.

3. Бактериальный вагиноз, возможно, играет роль и в возникновении у мужчин хронического простатита неясного происхождения. Его обычно называют абактериальным хроническим простатитом, подчеркивая отсутствие какой-либо инфекции, которая могла быть причиной возникновения хронического воспалительного процесса. Недавно с помощью метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) была выявлена связь такого простатита с бактериями, участвующими в развитии бактериального вагиноза. При дальнейшем исследовании этой проблемы, однако, наверняка возникнут трудности, связанные с особенностями хронического простатита у данного больного, анамнезом его половой жизни и часто перемежающимся характером бактериального вагиноза.

Распознавание бактериального вагиноза

Критерии для диагностики бактериального вагиноза были предложены R. Amsel и соавт. в 1983 г. В дальнейшем они получили международное признание.

Диагностические критерии бактериального вагиноза:

1. Обнаружение ключевых клеток.

2. Гомогенные кремообразные влагалищные выделения.

3. Влагалищный рН > 4,5.

4. Аминовый тест.

Ключевые клетки («с1uе cells) находят в свежих препаратах влагалищного отделяемого. Это плоские эпителиальные клетки, к поверхности которых прикрепляются гарднереллы, придавая им характерный «приперченный» вид. Окрашивание метиленовым синим усиливает контраст.

Аминовый тест заключается в следующем: при добавлении одной или двух капель выделений к 5-10% гидроокиси калия на предметном стекле, возникает специфический запах рыбы (аминовый запах).

Как минимум наличие трех из вышеперечисленных критериев может служить основанием для установления диагноза бактериального вагиноза.

Лечение

1. Антимикробные препараты

Основной препарат — метронидазол, который принимают внутрь по 500 мг 2 раза в день в течение 7 дней. Иногда применяют однократный прием: 2 г метронвдазола внутрь.

Метронидазол-гель (0,75%) вводится интравагинально с помощью стандартного аппликатора по 5,0 г 1 раз в сутки в течение 7 дней (противопоказан в 1 триместре беременности) или по 5,0 г 2 раза в сутки в течение 5 дней.

Далацин Ц, капсулы (клиндамицина гидрохлорид): принимается внутрь два раза в сутки по 300 мг в течение 7 дней (рекомендован для лечения бактериального вагиноза Американским Центром по контролю за заболеваниями).

Далацин-вагинальный крем (2% клиндамицина фосфат): применяется местно (интравагинально) по 5,0 г один раз в с>тки перед сном в течение 7 дней с помощью одноразовых аппликаторов (в том числе и при беременности).

Котримоксазол-крем применяется местно 2 раза в сутки в течение 7 дней.

2. Для обеспечения принципов комплексного лечения используют методы иммунотерапии и иммунопрофилактики—в частности Солко Триховак R — вакцину из специальных штаммов лактобацилл. Антитела, образующиеся в результате лечения Солко Триховаком, действуют против ряда патогенных бактерий, в том числе и против возбудителя бактериального вагиноза. Солко Триховак уничтожает патогенные микроорганизмы, вызывающие инфекцию; нормализует влагалищную флору и снижает влагалищный рН до нормальных физиологических величин; обеспечивает долгосрочную защиту против повторных инфекций и рецидивов заболевания. Вакцинация проводится следующим образом: 3 инъекции по 0,5 мл с интервалом в 2 недели. Она обеспечивает годичную защиту. Через год проводится повторная вакцинация однократно по 0,5 мл.

3. Для нормализации микробиоценоза влагалища и кишечника целесообразно использование эубиотиков, биогенных стимуляторов, витаминов и других аналогичных средств.

4. Во время лечения и контрольного наблюдения рекомендуется использование барьерных методов контрацепции. Половым партнерам женщин с бактериальным вагинозом проводят обследование и, при необходимости, лечение. Правда, результаты лечения мужчин остаются дискуссионными, так как не подтверждается снижение частоты рецидивов болезни у женщин в результате лечения их половых партнеров (J. L. Thomasson, 1988). Тем не менее, некоторые клиницисты предпочитают провести такое лечение, особенно при упорном или часто рецидивирующем бактериальном вагинозе у женщин.