Будь здоров » Зависимости » Полная информация о работе: Содержание: Содержание Введение...

Полная информация о работе: Содержание: Содержание Введение...

Полная информация о работе:


Содержание:


Содержание


Введение 1


Глава 1. Теоретические основы управления социальной сферой 6


1.1. Теоретико-методологическая база организации управления социальной сферой 6


1.2. Законодательно-нормативная база, регулирующая профилактику здорового образа жизни населения 23


Глава 2. Государственная антиалкогольная политика и организация профилактики алкоголизма на примере ВАО г. Москвы 34


2.1. Анализ деятельности префектуры ВАО г. Москвы 34


2.2. Механизмы регулирования в области профилактики алкоголизма 42


Глава 3. Организация управления системой профилактики алкоголизма на основе проектной деятельности 45


3.1 Сравнительный анализ действующих программ по борьбе с алкоголизмом 45


3.2 Концепция программы по борьбе с алкоголизмом в ВАО г. Москвы 59


Заключение 68


Список литературы 72


Приложение


Введение


В последнее время в Росси государственное регулирование в сфере профилактики алкоголизма имеет нарастающие тенденции.


В настоящее время реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни.


В России в 1914 — 1917 годах по сравнению с Европой был самый низкий уровень потребления алкогольной продукции — 0,83 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в расчете на душу населения, но с середины 1970-х годов началось существенное увеличение ее потребления. К началу 1990-х годов потребление учтенной алкогольной продукции на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год, а к 2008 году оно возросло до 10 литров, то есть в 1,8 раза.


Однако с учетом не разрешенных к потреблению спиртосодержащей продукции и крепких спиртных напитков домашней выработки фактическое потребление алкогольной продукции на душу населения в настоящее время составляет около 18 литров в год.


По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 литров абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации и потребление сверх данного предела каждого литра отнимает 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. Согласно мировой статистике потребление алкогольной продукции является причиной смерти почти 2 миллионов человек и возникновения 4 процентов болезней во всем мире ежегодно.


На сегодняшний день в Росси выработан ряд номативно-правовых актов, направленных на профилактику алкоголизма в стране, среди которых Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, законы субъектов РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.


Все выше сказанное обуславливает актуальность выбранной темы.


Целью данной работы является исследование системы деятельности местных органов власти по профилактике алкоголизации населении разработка рекомендаций, проектов и программ по снижению алкоголизации населения (разработка и внедрение программ концепция профилактики алкоголизации, законодательная проработка проблемы подготовка нормативно правовой базы, финансирование разработанных программ концепций).


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


— определить теоретико-методологическую базу организации управления социальной сферой;


— проанализировать законодательно-нормативную база, регулирующая профилактику здорового образа жизни населения;


— изучить государственную антиалкогольную политику и организацию профилактики алкоголизма на примере ВАО г. Москвы;


— Предложить рекомендации по разработке программы Организации деятельности местных органов власти по профилактике алкоголизма (на примере) ВАО г. Москвы


Объект исследования: деятельность местных органов власти по профилактики алкоголизации населения.


Предмет исследования: организация деятельности местных органов власти по профилактике алкоголизации населения.


Вопросы деятельности государственных и местных органов власти по профилактики алкоголизации населения, а также общие вопросы профилактики алкоголизма в стране были исследованы рядом ученых, среди которых Такала И. Р.«Веселие Руси»: История алкогольной проблемы в России», Кошкина Е. А. «Эпидемиология алкоголизма в России на современном этапе», Шпаков А. О. «Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение», «Девиантность и социальный контроль в России ( ХIХ-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление», Зотов В. Б. «Система муниципального управления», Кореневская С. Н. « Административно-правовое регулирование муниципального управления в социальной сфере» и др. ученые.


Так в работе Зотова В. Б. «Система муниципального управления» рассматривается муниципальное управление в социальной сфере, при этом больший акцент делается на социальное управление и немного затрагивается проблема алкоголизации населения, в работе Кошкиной Е. А. «Эпидемиология алкоголизма в России на современном этапе» основной упор дается на проблемы алкоголизма в России, как медико-социальную проблему и проводится анализ мер государственного регулирования профилактики алкоголизма до 2001 года


Однако, в настоящее время проблемы практического применения полученных знаний, оценка и причинно-следственная связь изменения качественного профилактики алкоголизации в сфере государственного и муниципального социального управления не нашли должного отражения.


Методологической основой исследования послужили диалектический метод, общенаучные методы и приемы: индукция, дедукция, системный анализ; частные методы: графический, статистический, сравнительный анализ. Совокупность используемой методологической базы позволила обеспечить достоверность, обоснованность теоретических выводов и практических решений.


Поставленная цель и задачи исследования определили логику и структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Заключение


С 1992 г. в России происходит масштабная убыль населения и массовая социальная деградация, в первую очередь проявляющиеся в повышении смертности. Убыль населения в связи с резким превышением смертности над рождаемостью за это время составила более 12 млн. человек. На 51-й сессии Всемирная организация здравоохранения назвала проявления российского кризиса общественного здоровья беспрецедентными для индустриально развитой страны в мирное время.


В 2007 г. одобрена новая редакция Концепции демографической политики Российской Федерации, нацеленная на стабилизацию и рост численности населения. Среди ее основных задач — повысить к 2025 г. общий коэффициент рождаемости в 1,5 раза, увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет. Достижение этих показателей невозможно без осуществления эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкоголем, так как в последние годы доказано, что снижение продолжительности жизни россиян и рост смертности населения России объясняется в первую очередь увеличением числа смертей, прямо связанных с потреблением алкоголя (отравления, травматизм) или с заболеваниями, вызываемыми злоупотреблением алкоголем ( сердечно-сосудистыми. инфекционными и т. д. ). Злоупотребление алкоголем — основная причина стремительного накопления демографических и социальных проблем в России с середины 60-х гг. XX века, общенациональная угроза на уровне личности, семьи, общества, государства и, таким образом, угроза национальной безопасности.


Анализ деятельности префектуры Восточного административного округа г. Москвы выявил следующие проблемы:


1. В округе нет органа, координирующего деятельность субъектов профилактики алкоголизма.


2. Имеющаяся в округе система анализа ситуации в сфере распространения алкоголизма носит формальный характер. Нет органа или организации, в котором ведомственная статистика сводилась бы воедино и подвергалась бы тщательному анализу, проводился качественный мониторинг с определением факторов риска.


3. Отсутствует и научная база в исследовании факторов, способствующих распространению алкоголизма на территории округа, с целью разработки адекватных противодействующих мероприятий, выбора приоритетных направлений деятельности.


4. Не сложилась система подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере профилактики алкоголизма.


5. В округе продолжает преобладать негативно-ориентированный подход к профилактике алкоголизма среди учащихся, характеризующийся массовым информированием молодежи о вреде алкоголя, использованием стратегии запугивания, преобладанием массовых форм профилактики. Позитивно ориентированные стратегии, направленные на формирование у молодежи жизненных навыков (преодоление стресса, принятие решений, отстаивание своей позиции и др.) используются крайне редко.


6. Общественность слабо вовлечена в процесс профилактики алкоголизма, мало используется потенциал семьи. Не отработана система раннего выявления лиц, незаконно употребляющих алкоголь, на уровне школы, семьи, мест досуга и контроля над ними.


7. В округе отсутствует развитая сеть детско-подростковых реабилитационных центров при невозможности большинства граждан оплачивать услуги коммерческой наркологии.


В случае непринятия органами власти ВАО адекватных сложившейся ситуации профилактических мер, к 2015 году округ, опередив Российскую Федерацию, вплотную приблизится к установленному ООН пределу деградации и распада социума.


Эффективным механизмом решения проблемы алкоголизма может стать программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих профилактике алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни.


Суть Программы состоит в системно-интегрированном подходе к алкоголизма, базирующемся на следующих основаниях: опыт взаимодействия при реализации в округе принятых ранее программных документов по профилактике алкоголизма; профессионализм структур и ведомств, участвующих в процессе; потенциал межведомственного взаимодействия по всем направлениям; масштабность и эффективность информационно-пропагандистской кампании.


Включенные в Программу мероприятия решают межведомственные задачи, при этом формирование Программы основывается на единой стратегии и подчиняется законам централизованной координации. Соответственно, важнейшим основанием оценки эффективности реализации программы являются налаженные связи и механизмы взаимодействия всех ее участников, разработка и соблюдение соответствующих регламентов. Использование системного подхода в решении рассматриваемой проблемы позволяет минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей, обеспечивает их достижение в более короткие сроки.


Неотъемлемой частью как формирования Программы, так и собственно ее реализация является стратегия информационно-пропагандистского сопровождения профилактики алкоголизма в округе.


Окружная целевая программа профилактики алкоголизма в ВАО города Москвы представляет собой систему взглядов, основных направлений, принципов и приоритетов органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных, общественных организаций, являющихся субъектами деятельности по профилактике алкоголизма на территории ВАО города Москвы.


Конечными результатами реализации программы должны стать:


1) снижение доли крепких алкогольных напитков в общей структуре потребления населением алкогольных напитков;


2) сокращение общего количества потребляемого алкоголя в пересчете на безводный спирт на 1 взрослого в год;


3) увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;


4) снижение количества случаев бытового и производственного травматизма, связанного с чрезмерным употреблением алкогольных напитков;


5) снижение числа детей, рожденных с врожденными или наследственными заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением их родителями алкогольных напитков;


6) снижение числа лиц, страдающих тяжелыми формами алкогольной зависимости;


7) снижение числа несовершеннолетних, регулярно употребляющих алкогольные напитки;


8) снижение количества правонарушений.


Только комплексный подход поможет в борьбе с таким социальным злом, как алкоголизм. Важно, чтобы в обществе было понимание: никто не застрахован от того, что беда не постучится в его дом, что в объятья зеленого змея не попадет самый близкий человек.


Поэтому реализация данной Программы поможет совершенствовать и развивать организацию оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом, а так же проводить комплексные профилактические мероприятий среди лиц группы риска, в том числе несовершеннолетних. Одним словом, поможет в борьбе с таким социальным злом, как алкоголизм.


Список литературы


1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М. Омега-Л. 2009. — 580 с.


2. Афонин Ю. А. Жабин А. П. Панкратов А. С. Социальный менеджмент. — М. Изд-во МГУ, 2004. — 320 с.


3. Афонин Ю. Патрушев В. Уржа О. Социальный менеджмент. — М. Высшая школа, 2002. — 272 с.


4. Большая медицинская энциклопедия, Т1/ Под ред. Петровского В. Б. — М. 1988 — 846 с.


5. Гомола А. И. Гомола И. А. Правовые основы государственного и муниципального управления. — М. Академия, 2009. — 336 с.


6. Гудвин У. Д. Алкоголизм. — М. 2002 — 240 с.


7. Гуляева Н. П. Социальная сфера как объект социального управления и развития// Самиздат № 12 2005


8. Закон Брянской области «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории брянской области» от 26.09.2008 № 84-З // СПС Консультант Плюс


9. Кикоть В. Я. Грядовой Д. И. Социальное управление. Теория, методология, практика. — М. Юнити-Дана. 2009. — 312 с.


10. Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года// СПС Консультант Плюс


11. Кореневская С. Н. Административно - правовое регулирование муниципального управления в социальной сфере — Воронеж, 2004 — 339 с.


12. Кошкина Е. А. Эпидемиология алкоголизма в России на современном этапе // Психиатрия и психофармакотерапия. 2001. Т. 3. №.3.


13. Кузьмин В. Всеросийсское кодирование // Рос. Газ. (Центр. выпуск) — N4973 от 13 августа 2009 г.


14. Мельникова А. В. Все об алкоголе, пьянстве и избавлении от алкогольной зависимости// www. alcoholism. ru


15. Попов С. Г. Социальный менеджмент. — М. Ось-89. 2009. — 160 с.


16. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие. — М. Инфра-М. 2008. — 384 с.


17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537// СПС Консультант Плюс


18. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-мстод. пособие / Под. ред. Е. В. Тишина. М. 2001.


19. Чистяков В. С. Сущность и содержание социального управления// www. xserver. ru


20. Щекин Г. Социальное управление как система// Проблемы теории и практики управления — № 2, 2007.


21. Экономика и управление социальной сферой / Под ред. В. Э. Гордин. В. И. Виленчики др. Спб. 2006.


22. Официальный портал Префектуры Восточного Административного Округа г. Москвы http://vao. mos. ru


23. Портал Правительства Московской области http://www. mosreg. ru



Похожие новости: