Будь здоров » Методология » ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. 11 §1.1. Задачи...

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. 11 §1.1. Задачи...

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ. 11


§1.1. Задачи регулирования оборота алкогольной продукции и место


налогообложения среди инструментов их реализации. 11


§ 1.2. Особенности алкогольной продукции как предмета


налогообложения. 24


§ 1.3. Методы и формы правового регулирования оборота алкогольной


продукции. 30


§1.4. роль налогообложения в регулировании оборота алкогольной продукции. 48


ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ НАЛОГА. 61


§2.1. Понятие и соотношение функций налога. 61


§2.2. Реализация регулирующей функции налога в законодательстве. 93 §2.3. Акцизная марка как инструмент налогового регулирования. 100


§3.3. Пределы регулирующего воздействия при налогообложении. 160


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 173


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 181


ПРИЛОЖЕНИЯ. 196


Выдержки из работы:


Среди учёных-юристов, как уже отмечено ранее, понятия "правовое воздействие" и "правовое регулирование" либо отождествляются, либо дифференцируются, но по различным основаниям. Анализ доступной литературы показывает, что мнения исследователей в данном вопросе можно свести к трем преобладающим точкам зрения. Первая - (Алексеев


Общая теория государства и права. Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. T.2, с.436. s Бабич A. M. Павлова Л. Н. Финансы: учебник.-М.,2000, С 33.


С. С. 1994, Бабаев В. К. 1991) сводится к тому, что правовое регулирование приравнивается к правовому воздействию. В пользу существования этой точки зрения выступает очевидная (объективная) сложность разделения понятий "воздействие (Ап)" и "регулирование (Вп)". Однако, если учесть, что регулирование (Вп) представляет лишь одну из форм воздействия права (Ап) наряду с информационно-психологической, воспитательной и социальной формами, становится очевидным, что оно (Вп) не может обладать таким же объемом воздействия как правовое воздействие (Ап). Отсюда следует, что Вп не равно Ап. Исходя из этих построений, представляется недостаточно определенным и понятие, данное В. К. Бабаевым (1991): правовое регулирование (Вп)- это воздействие (А) на общественные отношения, осуществляемое при помощи права и иных юридических средств. В этом случае явно ВП=А, поэтому мы это мнение отнесли также к первой точке зрения.)


Другая точка зрения (В. М. Корельский. В. Д.Перевалова, 1997)37, представляет "правовое регулирование" (Вп) одновременно в двух масштабах: в более широком плане - как разностороннее воздействие всех правовых явлений, в том числе и не выраженных в юридических нормах; в узком - как совокупность средств и способов реализации позитивного права. По сути, такая позиция близка к первой точке зрения и, на наш взгляд, является недостаточно четкой. В общем (широком) смысле приравнивает регулирование (В) и воздействие (А), в узком - практически сводит все к Вп и даже еще более узко - к регламентированию (как части Вп, т. е. вп регл')


Согласно третьей, преобладающей в литературе, точке зрения, представленной И. Н.Марченко (1998), Н. И.Мазутовым, А. В.Малько (1997),


" Алексеев С. С, Теория права. - Харьков, 1994, с. 145.; Теория совеременного советского права: Фрагменты лекций и схемы / Проф. В. К.Бабаев; Н. Новгород, 1991, с.32.


" Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и ВюД. Перевалова. - М. 1997, с.257.


С. А.Комаровым (1997) правовое воздействие и правовое регулирование не уравниваются, и дифференцируются по объему, предмету и способам влияния права на общественные отношения, но четко не давая их соотношение38 (т. е. В не равно А).


По нашему мнению, понятие "правовое воздействие" (Ап) по объему шире, чем понятие "правовое регулирование" (Вп) и соотносятся как общее с частным. А" > Вп


Исходя из этого, мы предлагаем считать, что правовое регулирование (Вп) представляет собой разновидность правового воздействия (Ап), которое в свою очередь само является разновидностью (общего) воздействия (А), и определяется как "результативное правовое воздействие (Ап) на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемое посредством установления субъективных прав и юридических обязанностей (Впрегл) участников правоотношения". В выражается через А с указанием дифференцирующих признаков. Если применить термин регламентирование? впрегл т. е. установление правил (Вп регл ) а также процесс реализации правил - правоприменение (Вп Ш1р"), то они будут составлять правовое регулирование (Вп), которое само является одной из форм (Вправ, Вэкон и др.) правового воздействия (Ап).


Общепризнанно, что вмешательство государства в свободные экономические отношения в определенных пределах не только возможно, но и необходимо. Исходя из конституционных направлений деятельности государства и из последствий применения тех или иных средств регулирования, можно выделить, по нашему мнению, следующие направления (цели) правового регулирования:


•s См. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. И.Н. Марченко. T.2. - М. 1998,е.435:


-закрепление (фиксация, обеспечение стабильности общественных отношений, желательных для общества);


-стимулирование (создание правовых условий, способствующих развитию нужной разновидности общественных отношений или развитие общественных отношений в желательном направлении);


-угнетение (создание условий для сдерживания вплоть до прекращения нежелательных общественных отношений).


При воздействии на общественные отношения одним из основных инструментов государственного регулирования является также налоговая политика. Налоговые правоотношения обладают особенностями, прежде


40 актическому содержанию. что позволяет их


рассматривать как отдельную разновидность правоотношений вообще


(отраслевые правоотношения). Особенности налоговых правоотношений


как объекта регулирования обусловливают специфику применяемых


средств регулирования. В этой связи следует выделить налогово-правовое


регулирование (В(tm)) как самостоятельный подвид правового регулирования


(Вп), поскольку оно обладает специфическими особенностями как по


предмету регулирования, так и по составу правового инструментария.


В литературе высказывается мнение о том, что "правовое


регулирование налоговых отношений включает такие составные элементы


как нормы права, правовые отношения, юридическая ответственность,


правовое сознание и т. д."41. С учетом вышеизложенного понятия правового


регулирования такая трактовка налогово-правового регулирования


представляется излишне расширенной и тяготеет к понятию "правовое


Черник Д. Г. Починок А. П. Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. ДХЛерника. - М. 1998, с.89.


40 См. Кучерявенко Н. П. Налоговое право. Учебник. Харьков. 1997 С.65-66.


воздействие", что не логично, т. к. (В(tm)1 не равно Ап).


Гуреев В. И. Налоговое право. - М.,1995, с.39.


4i Федератьный закон от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" / Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г."№2, ст. 245


" ст. 171 Уголовного кодекса РФ / Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г. №25, ст. 2954, "Российской газете" от 18 (ст. ст. 1 - 96), 19 (ст. ст. 97 - 200), 20 (ст. ст. 201 -265), 25 (ст. ст. 266 - 360) июня 1996 г.


44 ст.]81 Налогового кодекса Российской Федерации / Собрание законодательства Российской


Федерации от 7 августа 2000 г. №32, ст. 3340.


45 А. И.Бобылев Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и


право, 1999, №5, с. 107.


Еще сложнее выглядит терминологическая ситуации в области регулирования ОАП. Общественные отношения в области оборота алкогольной продукции настолько обширны и многообразны, что закономерно одновременно находятся в сфере правовых норм нескольких отраслей права: административного, финансового, уголовного, гражданского, а также налогового права как подотрасли финансового права. Нормами административного права, например, регулируется порядок лицензирования производства, хранения и торговли АП42. Уголовным кодексом установлена ответственность за незаконное предпринимательство43 в области ОАП. Сделки, заключаемые в ходе ведения предпринимательской деятельности, связанной с ОАП, регулируются гражданским, валютным, таможенным законодательством, каждое из которых имеет свои методы регулирования. Нормы налогового законодательства распространяются на ОАП в силу того, что АП является подакцизной и облагается налогом44. Как известно, "от содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования.."45. Из этого следует, что совокупность методов правового регулирования ОАП состоит из нескольких отраслевых методов правового регулирования: административного, финансового (в т. ч. налогового), уголовного, гражданского и т. д.


46 Теория современного советского права: Фрагменты лекций и схемы/ Проф. В.К. Бабаев. 1991,


с.81.


47 §3 гл. VIA Теория права и государства. Учебник / Под ред. Проф. В. В.Лазарева. - М, 2001.48 Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М. 2001, с.338.49 Комаров С. А. Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. - М..2001.С.326.


Понятие "метод правового регулирования" основывается на общей теории права. Не смотря на долгую историю изучения, единого мнения об определении и наполнении термина "метод правового регулирования" не выработано. С одной стороны, под методом правового регулирования понимается "юридический способ (или совокупность способов) воздействия на определенную сферу общественных отношений"46. Из этого определения следует, что метод можно приравнять к способу. С другой стороны, метод правового регулирования трактуется только как "совокупность юридических способов правового регулирования" (Гойман В. И. 2001)47, т. е. метод имеет более высокий ранг как понятие чем способ. По мнению Р. Т.Мухаева, 2001)48 метод правового регулирования представляет собой совокупность не только юридических способов, но и средств воздействия на общественные отношения, т. е. метод еще более возвышается над способом, т. к. включает и средства воздействия. Практически такой же позиции придерживаются Комаров С. А. и Малько А. В.(1998)49, Малько А. В.(2000)21 с тем лишь отличием, что содержанием метода, по их мнению, являются юридические средства или "совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных отношений"50, т. е. вообще оставлены только средства без упоминания термина "способ". СВ. Поленина (2001)51 указывает, что метод правового регулирования это "юридический инструментарий, при


50 Мачько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М. 2000, еЛ9551 Поленина СВ. Система права. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К.Бабаева. -


Поленина С. М, 2001,с.392.


помощи которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений в целях придания им желательного развития". Вышеприведенные авторитетные мнения позволяют судить о равнозначности терминов "способ" и "средство" в контексте их высказываний. В то же время нет единой позиции относительно "наполнения" метода регулирования. Очевидно, что понятие метода правового регулирования требует специального рассмотрения, т. к. именно в методе регулирования перечисляются инструменты, с помощью которых может регулироваться ОАП


Теория современного советского права: Фрагменты лекций и схемы / Проф. В. К.Бабаев, Н. Новгород, 1991, с.81.


53 Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М. 2001, с.339,340.


Из общей теории права известно, что метод правового регулирования в конкретной отрасли права складывается из комбинации пяти основных способов воздействия на общественные отношения (Бабаев 1991): обязываний, запретов, дозволений, поощрений и рекомендаций. Сочетание указанных способов воздействия образует два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный52. В диспозитивном методе применяются запреты на фоне общего дозволения - "разрешено все, что не запрещено". Основой императивного метода правового регулирования составляют обязывания на фоне общего запрета: "не запрещено только то, что прямо разрешено законом". Для характеристики метода регулирования той или иной отрасли права необходимо определить состав совокупности способов воздействия на общественные отношения в конкретной отрасли права, это необходимо. Если в гражданском праве воздействие осуществляется преимущественно нормами-диспозициями, то ему соответствует диспозитивный метод регулирования. Императивный метод присущ административному и уголовному праву Поскольку ОАП


является объектом воздействия норм права многих отраслей, то методы правового регулирования ОАП мы предлагаем классифицировать в зависимости от отрасли права: по отраслевому признаку:


- гражданского права;


- административного права;


- финансового права (налогового права как подотрасли);


- уголовного права


- и т. д. по всем видам отраслей права.


В правовом регулировании ОАП применяются равным образом методы различных отраслей права, например:


? Гражданского - при регулировании заключения сделок и иных гражданско-правовых отношений в рамках ОАП


? Административного - при установлении правил изготовления и реализации АП, а также при установлении административной ответственности за нарушения в области государственного регулирования ОАП


? Уголовного - при установлении уголовной ответственности за преступления в области ОАП


? Налогового права - при налогообложении деятельности в области ОАП.


Рассмотрение всех методов правового регулирования применяемых при регулировании ОАП заслуживает отдельного самостоятельного изучения, и поэтому не включено в задачи нашего исследования. Рассмотрим наиболее важный, в рамках изучения налогово-правового регулирования ОАП, метод правового регулирования налогового права. С учетом рассмотренного выше содержания понятия метода правового регулирования и проведенного классифицирования методов правового регулирования, предлагаем следующую формулировку термина "метод


налогового права" - это совокупность юридических средств, при помощи которого осуществляется правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения".


Рассмотрим отличительные признаки метода налогово-правового регулирования, позволяющие дифференцировать этот метод от других отраслевых методов правового регулирования ОАП. Поскольку метод правового регулирования схож с методом административного права, и это нашло свое отражение в правоприменительной практике54, необходимо сравнить эти два метода и выяснить их особенности. Известно, что основным нормативными актом, регулирующим ОАП, является Федеральный закон от 7 января 1999 г. №18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"55. Анализ норм данного закона позволяет утверждать, что основным методом регулирования ОАП в административном праве является императивный метод: указанным Законом а также иными многочисленными (более десяти) административными актами установлен жесткий порядок по производству и обороту АП, за нарушение которого установлена административная ответственность.


54 Письмо Высшего Арбитражного суда РФ №С1-7/ОП-370 от 31.05.1994 "Обзор практики


разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения


ответственности за нарушения налогового законодательства." // Вестник ВАС РФ № 8, 1994 г.


55 Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г. № 2, ст. 245.


Помимо административных нормативных актов ОАП регулируется и нормативными актами, относящимися к налоговому законодательству. Основным налоговым законом является Налоговый кодекс РФ (с учетом


" Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. №32, ст. 3340.


57 Мицкевич А. В. Система права и система законодательства. Проблемы общей теории права и


государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. члена-корр. РАН, доктора юрид. наук


проф. В.С. Нерсесвдца. - М. 1999, 329.


58 Финансовое право. Учебник. Под ред. Н.И. Химичевой. М, 1995, с. 17.59 Грачева Е. Ю, Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. - М. 1998, с.17,60 Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. - М. 1999, с.29.


Закона об изменениях и дополнениях). Глава 22 "Акцизы" регулирует налогообложение АП и заменила Федеральный закон об акцизах и Законы об изменениях и дополнениях к нему. Для характеристики метода налогово-правового регулирования ОАП мы исходим из метода налогового права. Налоговое право является подотраслью финансового права, а налогово-правовому методу регулирования присущи многие свойства метода финансового права. Конкретные особенности метода регулирования могут быть выражены целым набором средств, характерным для каждой отрасли права57. В связи с этим, выделяются отличительные особенности финансового и налогового права от других отраслей. Важность рассмотрения этих особенностей диктуется тем, что метод налогового права во многом определяет метод налогового регулирования ОАП. По мнению Н. И.Химичевой, финансовое право в качестве основного метода регулирования использует "государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства, и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями". Е. Ю.Грачева, Э. Д.Соколова (1998) более лаконично называют метод финансового права методом "власти и подчинения"59, отмечая при этом его очень важные для нашего исследования отличия от административного метода: отсутствие вертикальной субординации и административной зависимости. Таким образом, метод "властных предписаний"60 финансового, следовательно, и налогового права обладает



Похожие новости: